14 апреля 2021 16:22

Препоны по закону

Регионам можно отдать ряд полномочий для развития железнодорожной сети



Нормативная база побуждает откладывать многие региональные проекты

Установленное законодательством разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ по вопросам железнодорожного транспорта нередко препятствует запуску среднемасштабных проектов развития инфраструктуры.

Денис Штирбу, старший юрист практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX
Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ» существенно ограничивает полномочия субъектов РФ в сфере транспорта и инфраструктуры. Разграничение полномочий определяется статьёй 10 ФЗ «О железнодорожном транспорте», согласно которой развитие инфраструктуры осуществляется исключительно за счёт средств федерального бюджета или частных инвестиций. При этом регионы могут финансировать только развитие станций, вокзалов и приобретение подвижного состава для пригородных перевозок. Вместе с тем существует массовый спрос на примыкающие железнодорожные сети, обеспечивающие как раз развитие промышленности в регионах и стимулирующие таким образом их социально-экономическое развитие.

Существующие ограничения затрудняют развитие транспортной инфраструктуры регионов и препятствуют улучшению инвестиционного климата. Расширение полномочий субъектов РФ и наделение их правом развивать линейную инфраструктуру железнодорожного транспорта (за исключением федеральных магистральных линий) позволит фактически увеличить число инициаторов проектов. Многие из них располагают не только собственными средствами, но и потенциальной возможностью привлечь частных инвесторов благодаря своему промышленному и природному потенциалу. Железнодорожные проекты, улучшающие транспортную доступность субъекта РФ, оказывают существенное влияние на инвестиционный климат в регионе. А железнодорожная инфраструктура становится центром тяготения крупных и средних региональных инвестиционных проектов.

Показательным примером является запланированный «Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» проект примыкающей железнодорожной ветки Муслюмово – Теченское. Плановая протяжённость ветки – всего 20 км. Она должна располагаться в границах одного субъекта РФ – Челябинской области. Сырьё с месторождения будет не только экспортироваться, но и перерабатываться на челябинских металлургических комбинатах, что положительно скажется на росте промышленного производства и объёмах налоговых поступлений именно данного региона. Поэтому самым заинтересованным в данном проекте является субъект РФ. Однако он лишён права на инициирование проекта и привлечение в него финансирования из внебюджетных источников. Вместе с тем программными документами весь проект отнесён на период 2016–2030 годов и должен ждать средств из федерального бюджета.

Конечно, освоение месторождения не привязано к развитию железной дороги в данном случае. Удалённость его от действующей станции Муслюмово ЮУЖД всего 20 км – возможна перевозка автотранспортом, возможен конвейерный транспортёр. Но ведь и железнодорожники теряют в доходах, когда руда перевозится автотранспортом, как в данном случае. Недополученная прибыль ОАО «РЖД» становится заметнее не в этом проекте, а в аналогичных, где расстояние от месторождения до железной дороги составляет 300–400 км и грузоотправителей при этом несколько. И все эти проекты можно видеть в «Стратегии-2030», все они необходимы для развития промышленности в целом и отдельных компаний в частности.

Таким образом, расширение полномочий регионов в сфере железнодорожного транспорта и выделение бюджетных средств и гарантий субъектов РФ не только обеспечат комплексное эффективное их развитие, но и позволят центральным органам власти и ОАО «РЖД» сфокусировать расходы на решении отраслевых задач межрегионального или федерального масштаба.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30