16 октября 2021 03:35

От большого ума

В ближайшие годы существенно сократится число вузов, имеющих право готовить аспирантов и магистров.

Об этом сообщил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. По его словам, в образовательном пространстве должно остаться около сотни вузов, которые будут готовить магистров, а аспирантов и докторантов будет выпускать ещё меньшее количество учебных заведений. «Только университеты с высокими показателями научной деятельности получат возможность реализовывать программы обучения в магистратуре и аспирантуре, остальным придётся ограничиться бакалавриатом», – подчеркнул министр.

В мониторинге, который сейчас проводит ведомство, принимают участие как государственные, так и частные вузы – те, которые претендуют на получение бюджетных мест. Результаты мониторинга и программа оптимизации вузовской сети (по которой количество вузов сократится примерно на треть) будут представлены в правительство в марте следующего года. Всю необходимую информацию вузы должны успеть внести в систему до 15 сентября.

Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина считает, что в подготовке научных кадров фокус должен быть на качестве и международной конкурентоспособности. «Сейчас возникает глубокая неудовлетворенность, ощущение кризиса – это отмечают и работодатели, и общество, и сами магистранты, аспиранты и докторанты», – говорит она. По мнению эксперта, чтобы вести подготовку на качественном уровне, необходима глубокая работа: участие в международных конференциях, публикации в российских и международных журналах.

Ирина Абанкина отмечает, что бакалавриат – это массовые программы высшего образования, которые можно освоить и «на учебниках», но для подготовки научных кадров нужна «ручная работа».

Проректор по учебно-методической работе Ростовского государственного университета путей сообщения Александр Охотников считает, что должным образом готовить кандидатов и докторов наук «могут лишь настоящие профессионалы своего дела, знающие толк не только в теории, но и в практике, в современных тенденциях как на российском, так и на международном уровне». По его словам, транспорт – это очень наукоёмкое производство, социально-экономическая система со сложной технической инфраструктурой. «Безусловно, транспортные вузы могут и должны и впредь готовить научные кадры – и для себя, и для всей отрасли», – отмечает он.

Светлана Коваль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31