12 апреля 2021 10:15

Добрый след

Вокзал преобразился благодаря энергии его начальника

На Ижевский вокзал хочется любоваться. Облицованный жемчужным мрамором, увенчанный шатровой башенкой, он больше похож на дворец, имеющий свой неповторимый стиль благодаря изящным вкраплениям национального удмуртского колорита.

Недавно у него появилось ещё одно название – «наследство Андрея Спиридонова». Он руководил вокзалом последние десять лет.

Нет, ничего плохого с самим Спиридоновым не произошло. Он в добром здравии. Просто сменил место работы – возглавил недавно железнодорожный вокзал в Екатеринбурге. Однако, я думаю, в Ижевске долго будут помнить, что обновлению облика своего вокзала город во многом обязан энергии этого человека, его способности претворять в жизнь самые смелые планы.

Здесь есть всё, что нужно. Билетные кассы и терминалы, три комнаты матери и ребёнка, небольшая уютная гостиница для транзитных пассажиров, кафе, где круглосуточно есть горячая еда, автоматические камеры хранения, лифт-подъёмник, пандусы для людей с ограниченными возможностями, платные парковки на привокзальной площади, буквально каждый метр которой обихожен.

И это далеко не вся инфраструктура. В здании есть даже небольшая часовенка Николая Угодника, покровителя путешественников. И зал повышенной комфортности, где можно отдохнуть в глубоком кресле, полюбоваться на декоративные растения и даже снять зал для проведения конференции. А можно поработать за компьютером, имеющим выход в Интернет. Для детей оборудована небольшая игровая арена. В случае необходимости вам закажут и такси, и гостиницу.
«Услуги в этом зале платные. Много вокзал не зарабатывает, поскольку небольшой, первого класса, но всё равно есть прибыль. Такой вокзальный комплекс – единственный на Горьковской железной дороге», – не без гордости рассказывал мне Спиридонов.

Ижевский вокзал хорош не только снаружи, но и изнутри
В общем Ижевский вокзал хорош не только снаружи, но и изнутри. Не случайно и на дороге он считается лучшим. А стал он таким после реконструкции. Кирпичи сам Андрей Васильевич не клал, но принимал участие в разработке проекта реконструкции, контролировал стройку. А потом налаживал хозяйственный механизм обновлённого вокзала. Всё, начиная от замены лампочек, уборки, инвентаризации и до поддержания систем жизнеобеспечения, вентиляции, канализации…

Андрею Спиридонову 42 года. От него веяло спокойствием, хотя встретились мы в последний день его работы на Ижевском вокзале. Завтра он должен был приступить к выполнению своих обязанностей в Екатеринбурге. Но Спиридонов вёл себя так, словно ничего кардинального не происходит. Беседуя со мной, постоянно бросал взгляд на экран удалённого доступа, где высвечивались разные сектора здания и прилегающей территории.
«Очень удобно, – удовлетворённо говорил он. – Хотя, когда ходишь по вокзалу, всё видишь более объёмно».

– Но когда же вы будете давать последние наставления? – не унимаюсь я.
– Да вы не беспокойтесь, – вступил в разговор исполняющий обязанности начальника вокзала Алексей Даниленко (последние годы он работал здесь главным инженером). – Здесь сделано так много, что главное сохранить то, что есть. Задача эта решаемая, потому что система отлажена.

Десять лет назад поезда сюда, конечно, приходили и уходили. Но людям приходилось мириться с отсутствием элементарного комфорта – не было удобных сидений в зале ожидания, да и самих кресел в нужном количестве. Одно из двух зданий вокзала уже не функционировало и несколько лет стояло с разобранной крышей. В результате стены отсырели, покрылись трещинами, пол разошёлся. В подвале после дождя постоянно скапливалась вода, и его облюбовали лягушки. В разруху вокзал скатился по многим причинам. Главному зданию на тот момент уже было полсотни лет, и оно ни разу масштабно не ремонтировалось. Всё время были проблемы с финансированием.

Дело дошло до того, что в кабинете начальника вокзала осы свили гнездо. С его уничтожения и начал Спиридонов свою работу на вокзале. Но это было самым простым делом из тех, что ему предстояли.
– Буквально с первого дня я стал выступать в прессе, на телевидении и говорить о том, что вокзалу необходима реконструкция, – вспоминал он. – Но участвовать в ней должна и Удмуртия.

Опыт привлечения региональных средств уже имел соседний Татарстан при реконструкции целого ряда вокзалов, в том числе и в Агрызе. Вокзал там получился как конфетка. На его открытии были президенты Татарстана Минтимер Шаймиев и Удмуртии Александр Волков. Возможно, это и сыграло свою роль: республика всё-таки вложила половину средств, необходимых для реконструкции вокзала в Ижевске.

Когда сотрудники узнали, что Спиридонова переводят на другую дорогу, некоторые даже плакали. Жалко расставаться с таким начальником. Ведь с его приходом здесь всё изменилось.
– Раньше билетная кассирша чувствовала себя царицей, – говорил он. – От неё зависело, когда сложно было с билетами, уедет человек вовремя в отпуск или нет. Но мой принцип: надо ставить себя на место пассажира. И проявлять больше внимания к людям. А это ежедневная кропотливая работа. Не всем сотрудникам эта установка нравилась. Но большинство приняло новые условия работы.

Спиридонов сам показывал пример.
– Если у пассажира нет билета, он и сейчас идёт к нам, – говорил Андрей Васильевич. – И я не могу ему сказать: «Извини, это не моя работа». Для него начальник вокзала – это человек, который должен ему помочь. И мы ни разу пассажиров не подвели.

Сотрудники вокзала порой удивлялись, как это удаётся ему видеть всё и вся. Тот отшучивался: «У начальника вокзала глаза должны находиться по периметру головы».
– Они у него именно такие, – на полном серьёзе говорит дежурный помощник начальника вокзала Татьяна Нуриахметова. – Рабочий день только начался, а он уже говорит, где лампочка перегорела, где что надо исправить. Он знает работу всех систем и служб. И эти знания приобрёл уже здесь, вникая буквально во всё. Для него нет выходных. В субботу до обеда он на вокзале. И в воскресенье вечером опять здесь. Люди это видят и ценят. Скажем, дежурных помощников начальника вокзала тут четверо. Когда у нас шла реорганизация и была создана фирма по его уборке, Андрей Васильевич предложил нам идти туда работать, дескать, зарплата там выше. Но никто не согласился. Потому что важнее – интересная работа. Он нас этому научил.

Между тем, когда Спиридонова назначили начальником вокзала, он этому совсем не обрадовался.
– Я не то что испугался трудностей, – объясняет Андрей Васильевич, – просто не понимал: а зачем мне что-то менять в жизни? А работал тогда начальником фирменного поезда «Италмас». Наша бригада была лучшей на Горьковской дороге. К делу мы подходили творчески, всё время что-то придумывали. Сшили на свои деньги фартуки и халаты, украшенные эмблемой «Италмас». Завели книгу записи почётных пассажиров. Масса известных людей написали добрые слова о нашей работе: Алла Пугачёва, Наталья Королёва, Игорь Салтыков… Людям хорошо, мне хорошо, и зачем искать чего-то лучшего?

Но примерно так же он рассуждал, и когда стал начальником поезда.
– Сам я деревенский, – рассказывал он. – После службы в армии надо было куда-то устраиваться, вот и стал проводником. Чтобы пассажиры были довольны, надо содержать вагон в тепле, чистоте, создавать уют. А я работы никогда не боялся. Так прикипел к ней, что не хотел никакого бригадирства.

Но, когда ему предложили стать начальником вокзала в Екатеринбурге, согласился. Хотя многие говорили: «Зачем тебе это надо? На Ижевском вокзале ты сделал столько, что можно жить не тужить. В городе тебя все знают, уважают, сам президент за руку здоровается… А в Свердловске вокзал один из самых больших в стране. Значит, и забот больше».

Но Спиридонов уже знал, что решение самых сложных задач с лихвой окупается результатами. Да и что скрывать, он давно вошёл во вкус самореализации. Для таких людей всё сделано – это значит, что надо начинать новое дело.

Наталья Кузина,
спец.корр. «Гудка»
Ижевск


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30