21 апреля 2021 04:41

Научный подход

Отраслевое образование нуждается в поддержке профильных министерств

Целевой приём в вузах железнодорожного транспорта самый высокий среди профильных учебных заведений.

Теоретические знания необходимо подкреплять практикой, желательно на современном оборудовании, знание которого пригодится потом в работе
Об этом сообщил директор административного департамента Минтранса Константин Пашков на рабочей встрече, в которой приняли участие заместители руководителей подведомственных Минтрансу федеральных агентств, курирующие вопросы профессионального образования, ректоры и директоры учебных заведений транспортного комплекса.

На программы высшего и среднего специального образования в вузы и ссузы железнодорожного транспорта было принято более 7,2 тыс. человек. Константин Пашков отметил также, что сложившаяся положительная практика работы Росжелдора позволяет эффективно решать поставленные задачи по реформированию и развитию профобразования для транспортного комплекса. В связи с этим Минтранс решил с этого года направлять своих сотрудников на переподготовку и повышение квалификации в МИИТ.
«До конца года президент страны поручил провести мониторинг эффективности работы образовательных учреждений и реорганизовать неэффективные. Кроме этого, к 2020 году страна должна обладать значительным количеством высококвалифицированных кадров. Это потребует от транспортных вузов модернизации программ дополнительного профессионального образования, расширения их перечня, применения новых методов преподавания», – отметил министр транспорта Максим Соколов.

Отраслевые вузы готовы соответствовать самым высоким требованиям, но ждут ответных действий и со стороны Минобрнауки.

В частности, остро стоит вопрос объективной оценки объёмов финансирования вузов. «У нас недешёвое образование, непростая система подготовки специалистов. Но, усредняя подход, нам могут вывести цену подготовки студента, исходя из общих критериев. Пока Минобрнауки плохо представляет, сколько действительно стоит подготовка пилотов, железнодорожников», – пояснил Константин Пашков.

Министерство всё настоятельнее ориентирует высшую школу на более тесное взаимодействие с работодателями, но налоговая и законодательная среда для такого партнёрства не подготовлена – передать своим же «кузницам кадров» оборудование для учёбы транспортным компаниям не так-то просто. На эту проблему внимание министра обратил начальник департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Антон Награльян. «Мы заинтересованы в качественно подготовленных специалистах, имеющих практические навыки. Но самый острый вопрос – как передавать оборудование техникумам и университетам: путейскую, микропроцессорные шкафы по СЦБ, блоки управления локомотивами и т.д. Тут возникает проблема двойного налогообложения, которую нужно попытаться решить. Стоимость любого образца техники очень велика, но из-за налогов она вырастает в разы», – пояснил он. Вместе с тем транспортные учебные заведения начинают отставать в обновлении материально-технической базы и укомплектовании лабораторий – это подтвердили ректоры всех отраслевых вузов и колледжей, присутствовавшие на совещании. По словам ректора МИИТа, президента Ассоциации вузов транспорта Бориса Лёвина, необходимо изыскать финансирование на развитие университетов и капитальный ремонт учебных заведений в том числе для того, чтобы выдерживать конкуренцию в образовательном пространстве. «В этом году мы приняли на первый курс 15,5 тыс. студентов – это гарантия для транспорта, что достойные специалисты будут. Но нам нужно отстоять эти цифры, ведь многие вузы недобирают бюджетников, и ребятам легче уйти туда», – добавил он.

Министр транспорта пообещал, что эта дискуссия будет продолжена в правительстве. «Другого пути, кроме отстаивания своих интересов, у нас нет. Со своей стороны обещаю, что эти вопросы будут поставлены перед Минобрнауки, Минфином и другими министерствами», – заверил Максим Соколов.

Анна Родионова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30