16 мая 2021 13:02

Управа на коллектора

Роспотребнадзор учит население отражать атаки сборщиков долгов

Роспотребнадзор выпустил специальную памятку для граждан, у которых могут возникнуть проблемы с коллекторскими агентствами.

Лучшая защита – чёткое знание своих законных прав
Проведя собственную проверку, в ведомстве пришли к выводу, что коллекторы регулярно действуют незаконными методами в отношении заёмщиков-должников. Региональным прокурорам в службе поручили жёстче контролировать права граждан в сфере потребительского кредитования, а потенциальным жертвам вымогательств представители ведомства дали ряд полезных советов.

В Роспотребнадзоре указывают, что в службу продолжают поступать обращения граждан о взыскании с них долгов разного рода коллекторскими организациями. Жаловались граждане из Саратовской, Вологодской, Кемеровской, Липецкой и Оренбургской областей, Краснодарского края, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов.
«Характер поступающих обращений свидетельствует о том, что коллекторы угрожают жизни и здоровью граждан, запугивают описью имущества, лишением родительских прав, привлечением к уголовной ответственности, избиением, вторгаются в квартиры, распространяют порочащие сведения о людях, взявших кредит, и совершают ряд других противоправных деяний», – говорится в выводах Роспотребнадзора по итогам проверки деятельности коллекторских агентств.

Для предупреждения подобных ситуаций в службе советуют тем, кто собрался брать кредит, внимательно изучить условия договора, в особенности пункты, описывающие права, обязанности и ответственность сторон. Во-вторых, заёмщику необходимо собрать исчерпывающую информацию о размере кредита в рублях, сумме, подлежащей выплате, и графике её погашения. Все эти сведения банк обязан предоставить по закону «О защите прав потребителей».

Кроме того, нужно помнить, что досрочно возвратить кредит, взятый на потребительские нужды, можно только при условии предварительного уведомления кредитной организации не менее чем за 30 дней до дня возврата. Заёмщик должен чётко представлять, какие меры в случае просрочки кредита может принять в отношении него банк, поэтому необходимо внимательно прочитать кредитный договор и выяснить всё, что вызывает вопросы. В Роспотребнадзоре напоминают, что у банка есть право при нарушении срока возврата очередной части долга потребовать от заёмщика досрочного возврата всей оставшейся суммы. Если же долг просрочен, а коллекторы пришли и стучатся в дом, то гражданин не обязан их впускать – это не судебные приставы. Можно сразу вызвать полицию, чтобы её сотрудники установили название агентства и личности коллекторов, эти сведения пригодятся в суде. Категорически нельзя подписывать любые бумаги, которые предлагают коллекторы.

Если же коллекторское агентство использует в своём наименовании слова «судебный пристав» или сходное словосочетание, то это тоже нарушение, и можно смело обращаться с такой информацией в подразделения Федеральной службы судебных приставов.

По словам председателя Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаила Аншакова, одна из излюбленных тактик коллекторов заключается в запугивании пожилых родственников заёмщика. «Пожилые люди легко покупаются на угрозы, но такие действия со стороны коллекторов также являются незаконными и являются основанием для расследований», – отмечает эксперт.

Председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ указывает, что у граждан появились твёрдые юридические основания упредить встречу с коллекторами.
«28 июля пленум Верховного суда рассмотрел дело о защите прав потребителей и одним из пунктов постановил, что небанковской организации без согласия гражданина не могут передаваться его персональные данные и долговые обязательства перед банком. Перепоручая долги коллекторам, банки нарушают закон, поэтому надо внимательно изучать договор с банком, чтобы в нём не было пункта о передаче прав требования долга», – пояснил «Гудку» юрист.

Алексей Щеглов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30