16 мая 2021 12:54

Манёвры на Крабовой

Нефтебаза не хочет платить за простой вагонов на промежуточных станциях

Неподход танкеров приводит к «бросанию» на Дальневосточной дороге цистерн.

После модернизации терминала «Роснефти» номенклатура поступающих на Крабовую грузов расширилась
По словам начальника станции Крабовая Алексея Котова, в 2012 году объёмы выгрузки весьма существенные: свыше 71 тыс. цистерн за семь месяцев, в среднем каждые сутки – 334 вагона. Хотя в сравнении с прошлым годом объём несколько снизился. Главная причина тому – несвоевременный подход к нефтебазе танкеров.

По итогам прошлого года на станцию Крабовая приходилось 10% грузопотока, следовавшего в дальневосточные морские порты. Ежесуточно там выгружалось в среднем 18,7 тыс. тонн наливных грузов.
«Задержки танкерного флота участились из-за тайфунов. Если судно не выгрузилось, скажем, в Китае или Корее, стоит из-за шторма на рейде, соответственно и сюда оно за следующей партией груза не придёт раньше, – пояснил начальник станции. – Свободные ёмкости под нефтепродукты при отсутствии флота заполняются быстро. Как следствие, наш смежник не может принять тот или иной вид топлива».

Такая ситуация в этом году повторялась часто. Как отмечают в логистическом центре Дальневосточной дирекции управления движением, ООО «РН-Находканефтепродукт» неоднократно предлагало руководству дороги подтвердить объёмы перевозки на уровне перерабатывающей способности нефтебазы – в среднем 400 вагонов в сутки в летнее время. Но только в первой половине августа выгружалось около 312 цистерн. В результате в отдельные дни отставлялись от движения от трёх до девяти поездов.

Около двух лет назад завершилась модернизация терминала «Роснефти», крупнейшего в регионе по перевалке нефтепродуктов. Как рассказал заместитель генерального директора «РН-Находканефтепродукт» Флюр Зиганшин, в частности, полностью автоматизировали процесс слива нефтепродуктов на эстакаде, реконструировали два подъездных пути. Как следствие, несколько увеличилась пропускная способность терминала. Заметно расширилась и номенклатура грузов. На Крабовую поступает порядка 12 видов нефтепродуктов.
«Раньше сливали много мазута, хотя шёл также бензин Аи-92, летнее дизтопливо. И хватало одного маневрового тепловоза, чтобы выгружать в сутки до 400 вагонов. Сегодня номенклатура шире, например, с Комсомольского НПЗ пошли нефтепродукты стандарта «евро». И при том же объёме выгрузки заметно увеличилась маневровая работа, ввели второй локомотив, увеличили штат составителей поездов. Ведь приходится перед подачей подбирать цистерны по видам топлива», – рассказал Алексей Котов.

Но если маневровую работу нефтебаза оплачивает согласно договору, то подписать соглашение с Дальневосточной дорогой о взаимной ответственности за доставку грузов «РН-Находканефтепродукт» не спешит. Точнее, предложенный вариант документа руководство базы отклонило из-за несогласия с тем, что в случае неприёма груза получатель должен оплачивать простой вагонов на промежуточных станциях.
«Нефтебаза получает деньги за перевалку и хранение нефтепродуктов. И ограничивать погрузку в свой адрес в случае заполненных ёмкостей не всегда ей выгодно, тем более что за простой груза на колёсах она сейчас не платит, – сказал Алексей Котов. – Раньше по договору они оплачивали дороге услуги за отставление от движения нефтепродуктов в подвижном составе перевозчика. Но теперь у перевозчика вагонов в собственности нет, весь парк стал приватный. А нормативной базы, вводящей ответственность за занятие инфраструктуры общего пользования, пока что нет».

Хотя, как уточнил начальник Крабовой, определённую гибкость «РН-Находканефтепродукт» старается проявлять, например под светлые нефтепродукты для внутреннего потребления может отвести резервуары для экспортного груза.

Но системно проблемы это не решает. И вагоны обречены на простой в ожидании освобождения ёмкостей, подхода танкерного флота. У дороги возникают риски возникновения претензий от получателей грузов за просроченную доставку. Сумма выставленных в этом году магистрали исков исчисляется сотнями миллионов рублей.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Находка – Хабаровск
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30