13 мая 2021 01:43

Зона риска

Снижению аварийности на переездах помогут системы фото- и видеофиксации

Ежегодно на железнодорожных переездах происходит порядка 200 несчастных случаев. И, несмотря на профилактическую работу, количество ДТП на них не только не сокращается, но и растёт.

Вопросы обеспечения безопасности движения были затронуты на «круглом столе» в «Гудке», который прошёл в минувший вторник.

Как сообщил вице-президент ОАО «РЖД» Александр Тишанин, с начала этого года на переездах произошло уже 174 дорожно-транспортных происшествия. Это на 11% больше, чем в прошлом году.

В этом году не только выросло число ДТП, но и, что самое печальное, увеличилось количество погибших людей. Стало больше и случаев столкновений автотранспортных средств с пассажирскими поездами, пять из которых закончились сходами.

Однако, как отметил и.о. руководителя Росжелдора Владимир Чепец, на самом деле цифры гораздо трагичнее, если учитывать статистику случаев не только на сети РЖД, но и на промышленном транспорте. Суммарно в 2010 году было совершено 260 ДТП, в 2011-м – 228. Ситуация усугубляется тем, что если ещё 3–5 лет назад случаев, когда автотранспорт врезался в подвижной состав, не было вовсе, то сегодня их более чем достаточно. Нужно учитывать и тот факт, что по железным дорогам перевозятся все виды опасных грузов и ЧП на переездах с такими поездами могут привести к самым непредсказуемым последствиям.

Как сообщил начальник управления Госжелдорнадзора Геннадий Сарафанов, только 6–8% тех замечаний, которые дают дежурные по переезду, принимаются ГИБДД к исполнению. И, по его мнению, функции контроля за безопасностью дорожного движения на переездах следует передать Ространснадзору. Однако с этим не согласен президент Московского областного транспортного союза (НП «АСМОР») Борис Винокуров, который полагает, что существующего штата Ространснадзора недостаточно для того, чтобы справиться с дополнительными функциями.

Между тем все участники «круглого стола» сошлись во мнении, что на переездах необходимо устанавливать камеры слежения, которые будут вести дистанционный контроль с видеофиксацией фактов нарушений. Новое оборудование будет большим подспорьем в борьбе с безответственностью водителей, которая превосходит все разумные пределы. Так, по статистике ГИБДД, количество нарушений Правил дорожного движения в полтора раза превышает число российских водителей.

Снижению аварийности могло бы способствовать принятие адекватной административной ответственности за нарушение ПДД на переездах. Очевидно, что нынешний штраф в 500 руб. – это не та сумма, которая может остановить водителя. Да, есть ещё и такая мера, как лишение прав сроком от 3 до 6 месяцев. Но её не так часто применяют при нарушениях на переездах.

Геннадий Сарафанов уверен, что остановить нарушителей можно, повысив штраф не менее чем в 15–20 раз. Но, как считает председатель Общественного совета при Ространснадзоре Владимир Белозеров, во всём необходимо чувство меры, поэтому уместно было бы ранжировать штрафные санкции за нарушение Правил дорожного движения на переездах по степени ответственности.

Председатель правления Ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач говорит: «Мировой опыт правоприменения показывает, что одно только ужесточение наказания не гарантирует наведения порядка. По мнению профессионального сообщества автоперевозчиков, для стабилизации ситуации необходим комплексный подход: сочетание более жёстких мер наказания с профилактическими и организационными мероприятиями».

Владимир Чепец также обратил внимание, что основным требованием органов исполнительной власти на новых объектах строительства является исключение пересечения с железнодорожными путями в одном уровне. И привёл в качестве примера строительство 69-километрового участка Лосево – Каменногорск в районе Октябрьской дороги, где все 14 пересечений с автомагистралями согласно проекту предусмотрены на различных уровнях.

Во многом солидарен с участниками «круглого стола» был и начальник отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУ МВД РФ Николай Мамонов. Он отметил, что проблема аварийности на переездах одна из самых сложных. Только в прошлом году Госавтоинспекция выявила более 77 тыс. нарушений правил проезда переездов. Но и это лишь малая толика от тех нарушений, которые совершаются. И здесь нужно говорить как о повышении ответственности, так и о неотвратимости наказания.

При всём при том, как выяснилось, доказательная база, которая предоставляется органам дознания по разбору административных правонарушений, не всегда достаточна. Работа по показаниям очевидцев проводится, но, как правило, заканчивается «корзиной». Ведь доказать нарушение Правил дорожного движения практически не представляется возможным, если водитель сам не признается в этом. И даже показаний дежурного по переезду недостаточно. Поэтому действенной мерой, направленной на неотвратимость наказания, будет развитие системы фото- и видеофиксации.

Эффективность взаимодействия ОАО «РЖД» с МВД с каждым годом повышается. Как сообщил Александр Тишанин, в этом году было зафиксировано почти 18 тыс. замечаний дежурных по переезду, при этом 5,5 тыс. людей были оштрафованы, а 114 человек лишены водительских прав. Сегодня по всей сети на переездах действует порядка 30 камер видеонаблюдения. С самой лучшей стороны зарекомендовала себя система, установленная на переезде в районе станции Кубинка, где уже давно не наблюдается столкновений. Однако не все установленные на переездах видеокамеры прошли сертификацию, а значит легитимны.

Как отмечает генеральный директор ЗАО «Вокорд Телеком» Дмитрий Заварикин, комплекс современных технических средств позволяет надёжно фиксировать нарушения проезда регулируемых переездов. Это оборудование может работать как в обслуживаемом режиме, так и полностью автономно. Но в любом случае получаемые фото- и видеоматериалы являются основанием для привлечения к ответственности нарушителя. Однако сегодня для производителя такой техники непонятно, кто собственно будет закупать оборудование, а самое главное – кто будет её в дальнейшем эксплуатировать, кто будет её балансодержателем.

Участники «круглого стола» предложили инициировать обращение в Минтранс о необходимости подготовки закона, регламентирующего вопросы безопасности на переездах. И оно, возможно, будет рассмотрено на ближайшем заседании координационного совета министерства, которое назначено на 12 сентября.

Также поддержано предложение об обращении в Правительство РФ о выделении средств на разработку федеральной государственной программы по переездам с целью ликвидации одноуровневых пересечений.

Олег Сергеенко


Список участников
«Круглый стол» «Безопасность движения на железнодорожных переездах»
    Владимир Белозеров, председатель Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта

    Виктор Будаев, эксперт ассоциации «Транспортная безопасность»

    Наталья Бутенко, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «ЖАСО»

    Олег Васичев, ведущий специалист аналитического отдела Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями – структурного подразделения ОАО «РЖД»

    Борис Винокуров, президент Московского областного транспортного союза (НП «АСМОР»)

    Илья Голованов, заместитель заведующего отделом безопасности и организации дорожного движения Министерства транспорта Московской области

    Сергей Долженков, начальник информационно-аналитического отдела (пресс-секретарь) ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»

    Виктор Досенко, первый вице-президент Международной академии транспорта

    Виктор Евпаков, директор по регионам Союза транспортников России

    Игорь Живописцев, заведующий отделением организации и безопасности дорожного движения ФГУП «РОСДОРНИИ» Минтранса России

    Дмитрий Заварикин, генеральный директор ЗАО «Вокорд Телеком»

    Валерий Зайцев, вице-президент НП «Единая транспортная система «Российские автобусные линии»

    Андрей Заушицын, председатель МОО «Координационный совет по организации дорожного движения»

    Пётр Иванов, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта

    Сергей Кусов, руководитель отдела пропаганды ООО «Технологии распознавания»

    Николай Мамонов, начальник отдела надзора в сфере дорожной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ

    Виктор Михайлюк, начальник экспертно-аналитического отдела секретариата Совета межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ

    Александр Ретюнин, главный редактор газеты «Гудок» (ведущий)

    Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)

    Геннадий Сарафанов, начальник управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

    Юрий Смирнов, генеральный директор ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ»

    Александр Тишанин, вице-президент – начальник департамента безопасности движения, член правления ОАО «РЖД»

    Сергей Храпач, председатель правления Ассоциации перевозчиков пассажиров «ОМПП «Межрегионавтотранс»

    Сергей Чаплинский, генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта

    Владимир Чепец, и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта

    Николай Чуклинов, заместитель генерального директора ФГУ «Дирекция Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30