23 октября 2021 23:40

На пороге кризиса

Вопрос финансирования пригородных перевозок требует срочного рассмотрения

В ближайшие годы Правительство РФ планирует отменить федеральные субсидии пригородного железнодорожного транспорта, что может привести к резкому снижению числа маршрутов электропоездов и периодичности их следования. Это неизбежно вызовет социальную напряжённость среди значительной части населения.

На состоявшихся на прошлой неделе слушаниях Общественной палаты РФ, посвящённых роли пригородного железнодорожного транспорта в социально-экономическом развитии субъектов РФ, начальник департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадий Верховых сообщил, что в текущем году выпадающие доходы пригородных пассажирских компаний составят 16,1 млрд руб., что на 1,8 млрд руб. больше, чем в 2011 году. В бюджете субъектов РФ из этой суммы предусмотрено лишь 7 млрд руб.

При этом совокупный убыток холдинга «РЖД» намного больше. По словам начальника Центра по управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максима Шнейдера, только за прошедшие полгода совокупный убыток от пригородных перевозок составил 4,6 млрд руб., которые можно приплюсовать к 20 млрд руб. накопленного долга на 1 января 2012 года.

Теперь уже даже возможность накопления долга исчерпана и ситуация близка к критической.

Так, в текущем году нежелание региональных властей финансировать пригородные перевозки уже привело к отмене некоторых маршрутов. В частности, это коснулось республик Коми, Удмуртия, Иркутской, Калужской и других областей. В то же самое время спрос на пригородные перевозки у населения огромный: доля железнодорожного транспорта в общем пригородном пассажирообороте – почти 40%. По данным ОАО «РЖД», только за первое полугодие текущего года объём перевозок в пригородном сообщении вырос на 9%.
«Особенно актуально стоит вопрос 2013–2014 годов. Накопленная перед ОАО «РЖД» задолженность начинает влиять на финансовое положение системообразующего холдинга в стране. И под эти суммы необходимо закладывать резерв по сомнительным долгам, что может существенно и негативно повлиять на процессы, выходящие далеко за границы пригородного комплекса. Поэтому очень важно, чтобы нас услышали и законодатели, чтобы было понимание, что та модель, та концепция, которая разрабатывается, является основой долгосрочных взаимоотношений, но это не отменяет необходимости принятия немедленных мер, чтобы регионы до конца года добавили 9 млрд руб. на оплату текущих обязательств и приступили к погашению долгов прошлых лет», – отметил Максим Шнейдер.

В прошлом году только 22 из 73 субъектов РФ полностью компенсировали возникающие в результате государственного регулирования тарифов выпадающие доходы. В текущем году таких регионов пока около 20. Однако многие регионы фактически отказываются погашать выпадающие доходы пригородных перевозчиков. К примеру, 13 регионов компенсируют не более 10% убытков, 8 субъектов РФ – от 11 до 20% убытков. А бюджетами Приморского края, Владимирской, Ленинградской, Тверской, Курганской и Вологодской областей компенсации убытков вообще не предусмотрены, что даёт основания объявить работающие там пригородные компании банкротами и может стать причиной сокращения здесь сотен маршрутов пригородных поездов. В то же время для многих пассажиров электричка порой является единственным и жизненно важным связующим звеном с крупными городами.

По словам Геннадия Верховых, чтобы нормативно закрепить целевой источник финансирования пригородных пассажирских перевозок, необходимо принять федеральный закон «Об организации регулярного пассажирского сообщения в Российской Федерации».

Закон позволит определить систему мер для организации эффективного и надёжного транспортного обслуживания населения. В течение года ОАО «РЖД» совместно с причастными министерствами и ведомствами велась большая работа по доработке проекта, которая в ближайшее время будет завершена. Федеральным органам предлагается определить источники компенсаций за государственное регулирование тарифов на использование инфраструктуры и тарифы на перевозки в пригородном сообщении как на период 2012–2015 годов, так и на долгосрочную перспективу.

Геннадий Верховых также подчеркнул, что в сентябре на Правительственную комиссию по транспорту и связи России будут внесены для утверждения «Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом» и план по её реализации. Этот документ, в частности, предполагает утверждение федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения», а также разработку системы штрафов за безбилетный проезд и механизма их взимания.

Максим Шнейдер добавил, что необходимо совершенно чётко понять, что нормативной базы для регионов, для того чтобы выполнить функцию, возложенную на них государством, достаточно. «Мы говорим о федеральном законе как о долгосрочной перспективе. Принятие закона – это важный шаг, но не единственный, есть ряд моментов, которые касаются и федеральных льготников и перевозки студентов и школьников. Всё, что в наших силах, мы все будем делать. Но надо понимать, для того чтобы механизм работал, необходима чётко действующая система», – отметил он.

Марьяна Балашкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31