16 мая 2021 13:05

По Кудемской узкоколейке

Маршрут вошёл в число красивейших на планете


Материал стал победителем конкурса публикаций дорожных газет за июль в номинации «Лучший репортаж».


В открытых вагонах все места заняты

Вечер пятницы. До отправления «дежурки» (так на Севере называют пригородные поезда) в сторону Белого Озера ещё больше часа, а свободных мест в крытых вагончиках почти нет. На скамейках – картонки с надписью «Занято!», свёрнутые куртки, пакеты: сторожат места для своих хозяев. В середине вагона – печка-буржуйка, зимой её топит проводница-билетёр. В морозы пассажиров немного. Зато сейчас, в разгар дачного, грибного и ягодного сезонов, – ажиотаж!

Кудемская железная дорога – самая северная узкоколейка Архангельской области – по рейтингу сайта www.forbes.ru вошла в десятку красивейших узкоколеек мира.


Умей ждать долго

Это одна из немногих оставшихся в нашей стране узкоколейных железных дорог с пассажирским сообщением. Она соединяет станцию Водогон на краю Северодвинска и посёлок Белое Озеро. Ширина рельсовой колеи – 750 мм. Время в пути – чуть больше часа без остановок. С обеих сторон – северный лес, болота, озёра…

«Дежурка» отправляется в посёлок Белое Озеро пять раз в неделю. Обратно в город состав идёт только на следующий день, поэтому неместным пассажирам (например, туристам, жаждущим приключений и романтики) приходится кормить комаров в палатках в лесу или на берегу озера. Недаром УЖД (узкоколейная железная дорога) местные шутники расшифровывают так: «Умей ждать долго!».

Местных жителей в посёлке около четырёхсот, летом за счёт дачников это число переваливает за две тысячи. Узкоколейка – единственная дорога, соединяющая Белое Озеро с Северодвинском. Не случайно её называют «дорогой жизни». Раритетный поезд доставляет белозёрцам продукты, медикаменты и другие предметы первой необходимости.

Посёлок Белое Озеро – бывший лесопункт Северодвинского леспромхоза. Здесь живут в основном пенсионеры, молодёжи немного. В посёлке расположена станция и депо. Правда, «ночевать» поездам приходится под открытым небом.


Тепловоз везёт больного

Люди прибывают на Водогон на автобусах, машинах, такси. Собаки, велосипеды, рюкзаки, коляски… Народ устраивается в «обрешётке» – открытой деревянной платформе с длинными скамейками. Народу битком, и через полчаса к составу присоединяют вторую «обрешётку». В хорошую погоду лучше всего ехать здесь, под открытым небом. Когда ветви деревьев совсем рядом, кажется, что движешься по живописному зелёному коридору.

Поезд не спеша (скорость 30 км в час) отправляется в путь: дедушка-тепловоз ТУ8, два крытых вагона ПВ-40, «хлебный» с продуктами и две «обрешётки». В кабине тепловоза – машинист Сергей Швец, его помощник Алексей Аншуков, мастер участка УЖД Владимир Заозеров.

Сергей Анатольевич начал работать машинистом ещё в восьмидесятые. Он вспоминает времена расцвета лесхоза – тогда на Белом Озере было 18 тепловозов, два десятка машинистов, работа велась круглый год в две-три смены. Сегодня коллектив намного меньше: две локомотивные бригады, дежурная по станции и дорожные бригады для содержания УЖД.

В строю остались два тепловоза с механическим приводом, им больше двадцати лет. Больной вопрос – изношенность подвижного состава: новые детали найти сложно, их уже почти не выпускают. Но в этом году удалось заменить ходовую часть тепловозов – детали сделали на заказ в Удмуртии. На очереди обновление вагонов.

– Регулярно проводится капитальный и текущий ремонт пути, замена шпал, вырубка зоны видимости, – рассказывает директор СМУП «Белое Озеро» Николай Петухов. – За счёт города удаётся восстанавливать и поддерживать дорогу, ремонтировать подвижной состав, обновлять жилой фонд.

Да, Северодвинск не забывает посёлок, который когда-то помог ему построиться. Ежегодно из городского бюджета на нужды Белого Озера выделяются значительные суммы – в этом году, например, около 12 млн руб. Хотя время от времени и раздаются возмущённые реплики: пора закрыть посёлок, требующий постоянных финансовых вливаний, а самих белозерцев переселить в город.

Строить автомобильную дорогу к Белому Озеру пока не планируется – это требует слишком больших финансовых вложений, хотя небольшой участок трассы когда-то был проложен.

Так что узкоколейка остаётся единственной связующей нитью посёлка с Северодвинском. Иногда тепловоз используют в режиме «скорой помощи». Если кому-то из местных жителей вдруг стало плохо, локомотивная бригада и среди ночи на тепловозе доставит больного в город.

Впрочем, местные жители сами заботятся о способе передвижения. Во многих дворах есть самодельные мотодрезины – их на Белом Озере около восьмидесяти. Конструкция продумана до мелочей: лобовое стекло, брезентовая накидка на случай непогоды, место для багажа. Главное – подстроиться под расписание поезда.
– Эта «табуретка» старше меня, много лет назад её сделал мой отец, – с гордостью говорит молодой человек, местный житель, и вместе с родителем мчит вперёд по колее.
Справедливо ли включили Кудемскую узкоколейку в число самых красивых железнодорожных маршрутов планеты? «Дорога как дорога», – пожимают плечами железнодорожники. Главное, что она очень нужна людям.

Наталья Реньер,
корреспондент газеты
«Октябрьская магистраль»
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30