22 апреля 2021 06:05

Диалог как формула жизни

Родос – это платформа для интеллектуального прыжка в будущее, где люди разных цивилизаций смогут не только понимать друг друга, но и строить дальнейшую человеческую историю



По мнению Владимира Якунина, в нынешнем веке Россия может стать соавтором новой модели развития мира.

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»
– Владимир Иванович, хочу спросить вас как президента мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».
В какой степени сегодня актуальна идея, которую лично вы отстаиваете уже много лет? Как известно, античная, или греко-римская, цивилизация была прародительницей современной европейской культуры. И вот нынешний мировой кризис вдруг обострил противоречия между странами настолько, что присутствие в еврозоне той же Греции уже воспринимается как знак беды для всего сообщества. То есть консенсуса нет даже внутри одной цивилизации. Эта ситуация не делает вас пессимистом?

– Пессимистом я мог стать раньше, когда мы только начинали этот проект в 2002 году. Среди моих друзей, коллег и знакомых не нашлось ни одного, кто бы тогда выразил мне своё понимание или поддержку. Одни помалкивали, другие с подкупающей простотой говорили: «Чем ты там занимаешься, какое ещё цивилизационное измерение? Что вы там обсуждаете на этом Родосе? Откуда всё это тебе пришло в голову? Покажи книги, труды...» Сегодня насчёт трудов уже не задают вопросов, и это понятно. На материалах форума издано несколько очень значительных монографий. А главное, как мне кажется, состоит в появлении некоего языка диалога цивилизаций, который вырабатывался на этих конференциях. Сегодня этим термином пользуются главы государств. Больше того, они говорят об альянсе цивилизаций. Лично мне и моим соратникам уже понятно, что мир вступил в какую-то новую систему измерений, в которой не работает механистическое понимание его развития и движения – вроде известного тезиса о политике как продолжении экономики.
Неспроста же лауреат Нобелевской премии по экономике Леонид Гурвиц ещё несколько лет назад объявил: современное экономическое развитие привело к утрате прямой зависимости между производством и рынком. Появились такие тенденции, которые прямо не связаны с рынком, а кое в чём даже ему противоречат. Они как бы подсказывают нам: необходимы новые стимулы развития экономики. И может быть, надо уже исходить не только из отдельных стимулов, но из некой идеальной модели общества, контуры и суть которой пока не определены.

– Но при отсутствии таких контуров в чём тогда миссия «Диалога цивилизаций»?
– Давайте начнём с привычной реальности. Каким бы ни было мировое или государственное развитие, согласитесь, оно должно находить своё отражение и подтверждение в системе институтов, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Иначе ни о каком движении говорить не приходится. При этом чаще всего институты вбирают в себя некую сумму условий государственного развития. Это общественные ценности, мировоззрение, идеология, экономическая и политическая системы, права и свободы…
Другими словами, система институтов помогает индивидууму стать субъектом общественно значимой деятельности, развивать гражданскую активность, ставить цели, достигать результатов. А ещё обмениваться своими результатами с другими субъектами, заниматься социальным творчеством. Или, напротив, противопоставлять себя другим и обществу в целом, что означает: подвергать сомнению существующие законы и ценности, требовать изменений установленного порядка.
Активность же людей вне этих институтов можно определить, на мой взгляд, как патологию общественной жизни.
Что же касается государства, оно, во-первых, должно поддерживать гармоничную деятельность имеющихся институтов. А во-вторых, вводить новые институциональные формы, особенно в тот период времени, когда возникают экстремальные ситуации: война, девальвация принятых ценностей, смена идеалов…
Теперь о том, что вы назвали «миссией «Диалога». Она может проявить свою значимость и силу, если взаимодействие различных институтов по разным причинам подвергается разрушению. Восстановить же согласованное единство с помощью поиска новых оснований для взаимодействия – задача непростая. Тем не менее разные государства справляются с ней, если говорить о внутренней политике той или иной страны. Но в международном масштабе ситуация, и это мы наглядно видим сегодня, радикально обостряется. Легитимность возникающих идей, проблем, состав участников обсуждения ситуации – всё это складывается в труднейшие задачи. Более того, не секрет, что ещё за рамками диалогового процесса сильные в экономическом и политическом плане государства и их союзы сразу же навязывают свои правила другим. Уже одно это обстоятельство убеждает нас: перспективы мирового развития могут эффективно определяться только в диалоге представителей различных цивилизационных идентичностей.

– Это можно назвать альтернативой, новым путём развития?
– Идеология, с которой сегодня выступает Родосский форум, не альтернатива развитию государственного устройства и организации жизни человечества. Под новой системой организации жизни человечества мы понимаем не только укрепление организованной деятельности государственных институтов. Насущная задача сегодня – заранее придать процессу мироустройства направленный характер, найти для этого адекватные формы. Отошло время максималистских устремлений, политических амбиций, когда право сильного – это право навязывать другим свои стандарты жизни, свои ценности, а право слабого – сопротивляться экспансии любым, самым изощрённым способом, невзирая ни на какие правила, нормы и конвенции. Мир, построенный на таких основаниях, эгоистичен и потому неустойчив, примитивен и бездуховен. Мы не вправе допустить, чтобы этот опасный стандарт транслировался в будущее.
Вы начали наш разговор с кризиса и судьбы Греции. Так вот я могу привести вам набор аргументов в пользу существования в сегодняшнем мире глобальной
социальной прослойки, обладающей исключительными возможностями направления и координации мировых процессов, что делает объяснимым, почему страны вроде Греции становятся жертвами этих «координаторов».

– Владимир Иванович, неужели вы верите в «мировую закулису» или какой-нибудь жидомасонский заговор?
– Надеюсь, мы с вами не на таком уровне беседуем. Я говорю не о мифах, а о реальных, рукотворных кризисных процессах, которые сегодня крайне негативно влияют на мировую финансовую систему, экономику, на жизнь человечества, если хотите. Речь идёт о возникновении некой социальной прослойки, контролирующей каналы перетока финансовых капиталов и являющейся главным бенефициаром созданной системы. Это определённая группа лиц, которая имеет доминирующее влияние, по сути владеет современной финансовой системой. В руках этой глобальной интернациональной группы собрана запредельная масса денежного эквивалента мирового богатства. Кроме этого, она обладает фактической монополией на глобальные информационные системы и т.д. Данная прослойка, вовлечённая в финансовую гонку, используя для этого все возможные институты кредитования, вольно или невольно строит мировое общество глобального потребления. Мало того что эти кредитные пирамиды обесценивают реальные деньги, рушат реальную экономику и в итоге приводят к тому кризису, который мы сейчас имеем. Психологию общества потребления невозможно привить миллиардам человек без массированного культурно-информационного воздействия на общество, в процессе которого базовые ценности человечества – жизнь, свобода, семья, духовность, культура, патриотизм – подменяются некими суррогатами глобального потребления, диким индивидуализмом и отчуждением человека от общества.
Кроме того, «глобальная олигархия» осуществляет свою деятельность ради сохранения и развития сложившегося порядка, и она вовсе не заинтересована в выходе на лидирующие позиции китайской, индийской или российской экономики. Именно поэтому вопрос о новом, более гуманном мире, его теоретическом обосновании является не абстракцией, но абсолютно конкретной задачей, которую необходимо решать.

– Но разве лидеры государств, правительства разных стран, национальные элиты не занимаются такими задачами?
– Диалог между представителями разных цивилизаций – это особый и сегодня, возможно, новый путь создания человеческой общности, отличной от известных формализованных государственных институтов, основанных на системах договоров, соглашений, протоколов о взаимных обязательствах, на всевозможных декларациях и на иных юридически оформленных правовых документах или отношениях.
Я приведу вам свежий пример. Недавно прошёл первый Индийский молодёжный форум организации «Молодёжное время» (Youth Time).
Эта организация была создана по инициативе молодых людей, в разные годы принимавших участие в работе «Диалога цивилизаций». В Дели приехали юноши и девушки практически со всего мира. Географический охват участников – от Латинской Америки до Китая. Не стану подробно описывать, сколько интересных тем обсуждала молодёжь. Попробуйте угадать: какую ценность поставила эта разноязычная, разноголосая, весёлая братия в центр модели идеального общества? Думаю, вы, как и я, приятно удивитесь. Международный форум выбрал ценности традиционной семьи! Есть над чем подумать тем политикам, что привыкли опираться на иные человеческие устремления.
Ведь когда мы говорим о политическом диалоге, на самом деле мы должны спросить себя: кто ведёт политическую дискуссию? Политическую дискуссию могут вести представители государства. Политическую дискуссию могут вести общественные деятели. Политическую дискуссию в бытовом плане можно вести даже на кухне. Но тот диалог, который подразумевает МОФ, охватывает все сферы человеческой деятельности. У нас есть секции, которые посвящены культуре, есть направления в сфере образования. Работает очень интересный «круглый стол», обсуждающий проблемы глобализации.
Причём глобализации как инструмента политики подавления и принуждения, так и глобализации, несущей миру научно-технические достижения. Наконец, глобализация есть процесс естественной интеграции современного мира. Всё это разнообразие подходов позволяет мне делать вывод о том, что диалог цивилизаций – всё-таки не нормативное определение какого-то вполне конкретного вида человеческой деятельности, а, безусловно, форма сосуществования индивидуумов и обществ, которые и являются носителями цивилизационных признаков.

– Как эти признаки определять и что делать с противоречиями или, наоборот, с похожестью признаков?
– Если мы принадлежим к одной цивилизации или к более-менее сходным цивилизациям, тогда мы способны увидеть в других какую-то часть себя. Что и может стать основой, скажем, христианского взаимопонимания. Но если мы начнём разговаривать с буддистами, едва ли мы обнаружим что-то напоминающее наше зеркальное отражение. Поэтому, мне кажется, диалог цивилизаций возможен в том случае, если, с одной стороны, мы способны воспринять и увидеть достоинства иного, а с другой – можем рассказать о себе так, что никого не оттолкнём и не напугаем. И если возникает взаимная заинтересованность в этом культурологическом видении мира, тогда появляется основа для диалога цивилизаций как способа, института решения тех подчас критических проблем, которые нас так тревожат.

– Взаимная заинтересованность – это хорошо. Но что даёт диалог в качестве результата?
– Во-первых, позволяет избежать роста цивилизационных напряжений. Во-вторых, даёт возможность не возлагать всю ответственность на какую-то одну структуру и не поручать ей задачи по единственно правильному управлению процессом диалога. В-третьих, есть шанс совершить интеллектуальный прорыв к ценностям общечеловеческого развития, минуя, скажем, устаревшую парадигму евроцентризма.

– Значит ли это, что узкая специализация здесь будет эффективной? Проекту потребуются профессиональные мастера диалога?
– Не думаю. Специальные переговорщики важны и нужны в экстремальной, порой военной среде, при решении локальных и неотложных задач. Межцивилизационные проблемы настолько сложны и многоплановы, что для их решения необходимы усилия специалистов самых разных профессий и направлений – учёных, людей творческих профессий, журналистов, религиозных деятелей. Этот узел можно развязать только вместе, продвигаясь шаг за шагом по пути культурной, духовной, человеческой интеграции. В этом, по моему глубокому убеждению, и состоят идеология и предназначение Родосского форума. Говоря метафорически, надо постоянно ловить равновесие между самой прогрессивной наукой и технологиями, характеризующими современное человечество, и наполненными высоким гуманистическим смыслом «идиллическими зелёными лугами сельских республик».
О последних всегда мечтал Махатма Ганди. На практике такое сочетание требует глубокой трансформации общественного
сознания, современных символов и ценностей, систем образования, побудительных мотивов, направлений приложения энергоресурсов и всех прочих значимых проявлений жизни современного общества. Кстати, кроме ежегодных встреч на Родосе, мы проводим конференции в самых разных уголках мира. Причём число желающих участвовать растёт быстрее наших возможностей обеспечить столь широкое участие.
Теперь, спустя 10 лет, я убеждён, что Родос – это что-то особенное. В античной Греции считалось, что на этом острове земное притяжение меньше, чем в других местах, и поэтому спортсмены могли делать там чемпионские прыжки. Этой метафорой я как-то призвал участников форума совершить интеллектуальный прыжок в будущее. В то самое завтра, где люди разных цивилизаций смогут не только понимать друг друга, но и строить на этом взаимопонимании дальнейшую человеческую историю.

Беседовала Ольга Соломонова


Справка «Гудка»
    Мировой общественный форум (МОФ) «Диалог цивилизаций» (World Public Forum Dialogue of Civilizations) – международная неправительственная организация, объединяющая учёных, политиков, бизнесменов, священнослужителей, деятелей искусства и литературы, представляющих многообразие традиций, культур и верований, из различных стран мира. МОФ работает с государственными, общественными и религиозными институтами на основах осуществления и развития принципов сотрудничества, взаимопонимания и диалога между цивилизациями. Как инициатива возник в 2002 году. Первая сессия форума состоялась в сентябре 2003 года на греческом острове Родос.
    С тех пор Родосский форум собирается ежегодно. Владимир Якунин является президентом МОФ. Юбилейная сессия «Диалога цивилизаций» намечена на октябрь нынешнего года.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30