11 мая 2021 10:40

Вопрос дня

Сохранилась ли на вашем предприятии система наставничества? Как её сделать более эффективной?


Сергей Быков, машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-пассажирский:
– Машинист со стажем учит молодого помощника всем премудростям работы, рассказывает, как выйти из той или иной нестандартной ситуации. У молодых сейчас теоретические знания нормальные, а вот практических нет. С первозимниками проводят ещё и дополнительные занятия. Я, например, стараюсь охватить всех молодых машинистов и помощников и особое внимание уделяю управлению тормозами.
Такая система работает неплохо. Но в старые добрые времена было лучше. Хорошо бы вернуть прежний институт наставничества, когда статус наставника официально закреплялся за опытным машинистом. Чтобы наставник, как и раньше, получал за дополнительные занятия поощрительные выплаты. Сейчас этого уже нет. Молодых обучают в процессе работы, а общения с опытными, квалифицированными кадрами, кроме непосредственных поездок, у них нет.

Алексей Иванин, машинист эксплуатационного локомотивного депо Смоленск:
– У нас система наставничества сохранилась. Когда я пришёл в депо, ко мне поставили наставника, он объяснял, как устроен локомотив, как им управлять, как действовать в нестандартных ситуациях. Мой наставник уже ушёл из депо, а я до сих пор ему звоню, если возникают какие-то вопросы.
Считаю, что традицию наставничества нужно возрождать. Наставником должен быть тот, кто вырос от низов, накопил богатый опыт и может его передать.

Сергей Нарженков, регулировщик скорости движения вагонов на станции Жигулёвское Море:
– У меня был замечательный наставник – Алексей Фещук. На днях его проводили на пенсию. Он многому научил меня. Сейчас заочно учусь в Самарском госуниверситете путей сообщения и понимаю, что без наставника было бы сложно освоить практические навыки регулировщика, да и любой другой специальности, связанной с безопасностью движения.
Надо сохранить людей, отработавших не один десяток лет. По желанию оставлять их даже после выхода на пенсию. Ведь наставником может стать не каждый. Тут, кроме опыта, нужен талант учителя. А будущих наставников необходимо заранее отбирать из числа опытных сотрудников.

Александр Фоминых, старший механик нечётной горки станции Челябинск-Главный:
– Если меня назначают наставником, значит, верят, что я обучу пришедшего из вуза новичка. А если человек находится под моим опекунством, то я несу ответственность за его становление как специалиста. Бессистемной такая работа быть не может.
Есть три кита, на которых должна строиться подготовка специалиста, – знания, умения, навыки. Это и должно лежать в основе наставничества. В своей практике вместе с воспитанником разрабатываю программу, что и как будем учить по вопросам производства, по охране труда, по безопасности.
Наставником должен быть человек, проработавший на одном месте не меньше пяти лет. Ещё лучше, если это будет руководитель, который знает все инструкции, положения и приказы. Наставник – это «спасательный круг», который не только поможет попавшему в водоворот производства новичку, но и научит его плавать.

Сергей Савченко, начальник технического отдела Горьковской дирекции тяги:
– Как наставника меня радует то, как быстро адаптируются новички. Как правило, они приходят с крепкими теоретическими навыками, очень инициативны. Не боятся вносить предложения по развитию техники и технологии. Их рацпредложения совместно с наставниками обсуждаются, доводятся до ума. Знания эффективно передаются не тогда, когда молодых приходится тащить за собой, а когда они обращаются к опыту наставника, сами на практике зная, что делать.

Кирилл Мирошниченко, помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Батайск:
– Система наставничества работает у нас очень просто. Молодого помощника закрепляют за опытным машинистом. Конечно, это не единственное обучение, у нас также проходят теоретические занятия в депо. Эта система работает. А наставником, разумеется, должен быть наиболее опытный и грамотный машинист.

Владислав Бекренёв, начальник отдела по работе со станциями Тайгинского центра организации работы железнодорожных станций:
– Традиции наставничества на нашей дороге очень сильны. Молодые специалисты приходят, вооружённые знаниями, но им необходимо понять производственные нюансы. И здесь наставники незаменимы.
Наставниками должны быть люди опытные, отработавшие не менее 15 лет. И обязательно любящие своё дело, заражённые творческой мыслью. От наставника зависит дальнейшая трудовая деятельность молодого специалиста. Это как первый школьный учитель.

Марина Колесниченко, председатель первичной профсоюзной организации Ружинской дистанции пути:
– У нас наставниками выступают опытные монтёры пути, которые имеют высокий разряд. Но нужна действенная мотивация таких работников, она недостаточная сегодня: те вложения, которые затрачивает человек при наставничестве, не оправдываются в финансовом плане. Оплата идёт чисто символическая. Поэтому система поощрения нуждается в проработке.
Необходима адекватная оценка наставничества. Учитель прекрасный, а ученик не сдал экзамен. Сложно тому изучить терминологию. Но наставник передаёт практические навыки, а теорию даёт дорожный мастер. Также полезен был бы обмен опытом – может быть, следует организовывать слёты наставников.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30