21 апреля 2021 04:03

Тираж для идеи

Единая система объединит рационализаторские предложения



Вложения в изобретательскую мысль окупятся сторицей

Изобретательская и рационализаторская деятельность хорошо представлена в ОАО «РЖД». Однако, к сожалению, в Москве не всегда есть возможность узнать о появлении на отдельных участках сети интересных технических решений.

Роман Тимофеев, начальник Управления интеллектуальной собственности ОАО «РЖД»
На некоторых дорогах есть разработки, которые вполне могли бы быть рекомендованы к внедрению на всех магистралях, однако о них никто не знает, они не оформлены соответствующим образом – на них даже рационализаторские предложения не подавались.

Сказывается отсутствие опыта в таких вещах у сотрудников на местах. Иногда они просто не могут оценить важность для компании того, что делают. Именно поэтому мы и приняли решение ознакомиться с состоянием изобретательской и рационализаторской деятельности непосредственно на сети.

За прошедшие с начала года месяцы мы уже побывали на многих дорогах. Во время таких поездок посетили производственные помещения, ознакомились с условиями, в которых зарождаются и воплощаются новые идеи. И обратили внимание на то, что, несмотря на заметную разницу в уровне организации рационализаторской и изобретательской деятельности, разную техническую оснащённость подразделений, практически повсеместно выявлялись схожие проблемы, препятствовавшие росту творческой активности, а также, что немаловажно, повышению качества защиты технических решений.

На дорогах отмечают, что в числе главных сдерживающих факторов развития изобретательской и рационализаторской деятельности – недостаток финансирования и отсутствие штатных специалистов по оформлению интеллектуальной собственности.

В регионах считают необходимой разработку общей для всех магистралей информационной сети по обмену опытом в организации рационализаторской и изобретательской деятельности, в связи с чем потребуется создание единой базы изобретений РЖД для внедрения новшеств и контроля за их использованием.

Во время этих поездок родилась идея объединить автоматизированные системы рационализации и бережливого производства, так как, на мой взгляд, иногда они дублируют некоторые функции. Эта идея также нашла поддержку на дорогах.

Несмотря на то что рационализация не вписывается в существующее законодательство по интеллектуальной собственности, нужно понимать, что она имеет большое значение для компании. Автоматизированная система управления техническими новшествами позволит решить многие существующие проблемы. Перед разработчиками стоит задача предусмотреть возможность не только подачи предложений в систему, но и авторского сопровождения, включая аудит и внедрение по всей сети.

С течением времени такую систему можно распространить на всё «пространство 1520». Не исключена при этом вероятность настройки этой базы на предложения, касающиеся не только железнодорожного транспорта, но и многих других отраслей. Уверен, что те средства, которые вкладывает компания в разработку этой системы, быстро окупятся за счёт увеличения творческой активности изобретателей и рационализаторов и, как следствие, исключения потерь интеллектуальных прав работников компании на создаваемые ими технические новшества.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30