16 октября 2021 09:27

Миллионы за воздух

В июле этого года в Мещанский суд Москвы поступило дело мошенницы, продававшей транспортным компаниям десятки чужих грузовых вагонов. Ущерб от её финансовых фокусов оценивается более чем в 90 млн руб.

На поимку виртуозной аферистки у правоохранительных органов страны и сопредельных государств ушло почти пять лет. А подвели уроженку нашей страны беспечность и... ностальгия.

2 февраля 2012 года. Контрольно-пропускной пункт «Ладушкино-Автодорожный» на границе Польши и России. Рубеж между государствами пересекает элегантная дама средних лет с польским паспортом, прекрасно говорящая по-русски.
– Госпожа Хлевинская?
– Да.
– Цель вашего приезда в Россию?
– Хочу навестить родные края.

Сотрудник пограничной службы ФСБ внимательно рассматривает документы, вводит данные визитёрши в базу, задает ещё несколько малозначительных вопросов. Вдруг, смущённо улыбаясь, офицер начинает извиняться: возникли неполадки с техникой, но их устранение займёт всего пару минут. Женщина начинает заметно нервничать, прикрикивает на таможенника. А тот, разглядывая на мониторе исправно работающего компьютера сообщение о международном розыске Хлевинской (здесь и далее имена фигурантов дела по просьбе следствия изменены. – Ред.), продолжает тянуть время, поджидая своих коллег и полицейских, дежуривших неподалёку. Так в руках правоохранительных органов оказалась аферистка, придумавшая и провернувшая в начале 2007 года головокружительную операцию, в результате которой обогатилась на десятки миллионов рублей.

В середине 2000-х гражданин Польши Хлевинский и его русская супруга, ставшая после замужества польской подданной, вели в России достаточно успешный бизнес, связанный с контейнерными перевозками. Но к концу 2005 – началу 2006 года над ними начали сгущаться тучи. Набрав денег в долг, супруги поняли, что не в состоянии расплатиться с кредиторами. А те наседали, требовали возврата. Особенно свирепствовала зарубежная компания «Емистер Лимитед», которой Хлевинские задолжали $750 тыс. Иностранцы то и дело грозили отобрать у семейного подряда сотню контейнеров-цистерн, оставленных в качестве гарантии возврата денег.

И тогда бизнесвумен нашла выход из ситуации – она придумала, как можно не только вылезти из долговой ямы, сохранив имущество, но и хорошенько обогатиться. В качестве «жертвы» были выбраны лизинговая компания ЗАО «Ромашка» (здесь и далее названия компаний по просьбе следствия изменены на вымышленные. – Ред.) и её директор Дёмин.

Хлевинская вместе со своим супругом и давним компаньоном, неким гражданином Заковым, вышли на ЗАО «Ромашка» с предложением о сделке возвратного лизинга. Одна из учреждённых троицей аферистов компаний, ООО «Травинка», продаст вагоны, а другая контора, ООО «Солнышко», также принадлежащая мошенникам, возьмёт эти вагоны в лизинг. Всем выгодно – и Хлевинская получит деньги от продажи вагонов, и Дёмин начнёт «отбивать» вложенные в сделку деньги. Объект сделки – сто контейнеров-цистерн ISO 20 типа IMO-5 (для сжиженных под давлением газов класса 2) модели 8033-04, произведённые заводом «Азовобщемаш». И цену на свой товар Хлевинская выставила невысокую – 87750000 руб. Для убедительности аферисты привезли дотошного Дёмина на площадку временного таможенного хранения железнодорожной станции Тула-Лихвинская Московской железной дороги. Осмотрев подвижной состав, руководитель ЗАО «Ромашка» дал согласие.

Впрочем, о главном Хлевинская и Ко умолчали – они не имели никакого права распоряжаться этими контейнерами-цистернами, и выполнять условия соглашения они не собирались.

Контейнеры-цистерны прибыли в Россию за два года до времени описываемых событий из-за границы в рамках таможенного режима временного ввоза. Это подразумевает беспошлинный проход имущества на территорию России, но срок его нахождения в стране строго ограничен. Цистерны могли даже использоваться в нашей стране, но только той компанией, которая их в Россию и пригнала. Естественно, что ни о какой продаже речь идти не могла. А тем более контейнеры-цистерны в залоге у «Емистер Лимитед».

Но всего этого, по замыслу аферистов, Дёмину не нужно было знать. Вооружившись товаросопроводительными и таможенными документами о прибытии контейнеров-цистерн на станцию Тула-Лихвинская, в которых получателем контейнеров-цистерн в России была указана организация ООО «Травинка», мошенники стали обсуждать детали сделки со своей жертвой.

Для убедительности Хлевинская представила пачки поддельных документов: договоры, доверенности, международные сертификаты и т.д. Поскольку многие из указанных в этих бумагах контор были зарегистрированы в офшорных зонах, Дёмин никак не мог проверить их подлинность. Он поверил на слово. Ведь сделка сулила хорошую прибыль.

Договор заключили в помещении товарной конторы на территории станции Тула-Лихвинская Московской железной дороги. Согласно ему, Дёмин и его ЗАО «Ромашка» после перечисления на счета ООО «Травинка» без малого 90 млн руб. становились полноправными владельцами 100 вагонов. В тот же день ООО «Солнышко» заключило с ЗАО «Ромашка» соглашение внутреннего лизинга.

Дёмин стал перечислять деньги. Первый платёж составил 39 млн руб., переведённых тремя траншами.

Но через несколько дней Дёмину удалось узнать, что контейнеры находятся под долговым обременением. Он обратился к компаньонам за разъяснениями. Тогда Хлевинская, почувствовав, что близка к провалу, спешно погасила основной долг ООО «Травинка» перед компанией «Емистер Лимитед». На это ей пришлось потратить почти половину суммы, но взамен мошенники получили документы с реквизитами своих кредиторов. На основании этих данных аферисты составили бумагу о полном снятии обременения с контейнеров-цистерн, которую предъявили Дёмину. Успокоившись, тот стал переводить на счета ООО «Травинка» многомиллионные суммы.

Но при этом ООО «Солнышко» не спешило с лизинговыми платежами. Мошенническая история близилась к развязке. Супруги Хлевинские и Заков не хотели расставаться с контейнерами-цистернами, которые помогли им обогатиться. Они заключили новый договор, с компанией ЗАО «РесурсМедьНефть», базирующейся в другом регионе, на проведение планового ремонта контейнеров-цистерн. Впрочем, Дёмина о планирующемся перегоне купленного им имущества в известность не поставили. Более того, в документах на вывоз вагонов в другой регион ЗАО «Ромашка» вообще не значилось, что автоматически лишало Дёмина возможности отслеживать перемещение цистерн по стране.

Далее Хлевинская оплатила таможенные сборы, что позволило ей вывести злополучные контейнеры из-под таможенного режима временного ввоза и свободно гонять по всей стране.

Полученные от Дёмина деньги спешно перевели на счета мелких фирм под предлогом оплаты различных услуг. Конторы благополучно ликвидировались, а с ними исчезли и миллионы ООО «Ромашка».

Только с исчезновением своих «партнёров», а с ними и денег Дёмин догадался, что стал жертвой грандиозной аферы. Он обратился в полицию. Сотрудники органов правопорядка возбудили уголовное дело по статье «Хищение чужого имущества путём обмана, совершённое организованной группой в особо крупном размере». Расследуя махинации Хлевинской и её подельников, полицейские нашли ещё ряд обманутых ею предпринимателей. Так, параллельно с Дёминым пострадала крупная транспортная компания, которой аферисты смогли продать несколько не существующих в природе вагонов.

Оперативникам понадобилось больше года, чтобы разобраться в хитроумной схеме и доказать вину Хлевинской. В июне 2008 года ей была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Но гражданка Польши на вызовы к следователю не реагировала, о своём месте нахождения не сообщала: она сбежала. В августе 2009 года её объявили в международный розыск.

О ней ничего не было известно почти три года. Ровно до февраля 2012 года, когда она, истосковавшись по родине и надеясь, что о ней давно уже забыли, пересекла польско-российскую границу.

С её задержанием производство по уголовному делу возобновилось. Теперь изворотливую гражданку ждёт суд. За каждое преступление ей грозят наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет и миллионные штрафы.

Елена Демиденко

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31