17 апреля 2021 00:40

Диагностика в кадре

Дефекты токоприёмников попадут в объективы видеокамер

На Южно-Уральской железной дороге разработан метод бесконтактного выявления неисправностей пантографов локомотивов.

Вовремя выявленный дефект позволяет избежать повреждения контактной подвески
В основу разработки положено характерное поведение контактного провода при взаимодействии с дефектной съёмной пластиной движущегося токоприёмника.
«Контактный провод перестаёт зигзагом скользить по поверхности токоприёмника, направление его движения кратковременно фиксируется в месте дефекта пластины и далее происходит срыв провода, подобно тетиве лука», – объясняет «Гудку» начальник технического сектора службы электрификации и электроснабжения Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Рустам Сабиров.

Трудность состоит в отслеживании и фиксации данного эффекта. «Для этого и была придумана визуально-программная обработка данных, поступающих с камер наблюдения, расположенных сбоку и сверху контактного провода», – отмечает один из авторов новинки, ведущий электроник дорожного конструкторско-технологического бюро Вадим Лелеков.

Камеры следят за перемещением оптической метки – небольшой призмы, которая крепится на верхней части контактного провода.

При проследовании локомотива с неисправным токоприёмником возникает вибрация, которая передаётся этой метке. Камеры фиксируют её состояние. Изображение поступает на пост наблюдения, в компьютер, который автоматически обрабатывает полученную информацию.
«С помощью специальной программы определяется ускорение метки и момент выхода её изображения за предельно допустимые границы. Параметры этих границ устанавливаются также программно, что позволяет гибко изменять пределы отклонения», – рассказывает Вадим Лелеков.

При вибрации контактного провода с ускорением выше допустимой нормы сигнал тревоги с поста наблюдения вместе с видеоизображением крышевого оборудования локомотива передаётся энергодиспетчеру. Поезд с неисправным токоприёмником электровоза будет остановлен на ближайшей станции.

Как отмечает Рустам Сабиров, диагностирование пантографов в реальном времени повысит безопасность движения. «В случае дефекта токоприёмной пластины возникает большая вероятность его дальнейшего развития с негативным воздействием на контактную подвеску, вплоть до её сильного повреждения», – объясняет он необходимость своевременной диагностики состояния токоприёмников.

Предпроектный макет новой системы был опробован на станции Челябинск-Главный. Результаты испытаний показали эффективность устройства.

Сейчас планируется установка системы на станции Кропачёво, стыковой с Куйбышевской дорогой.

В перспективе пункты диагностики состояния токоприёмников должны быть установлены и на стыках с другими магистралями, а также в местах выхода локомотивов из депо, чтобы можно было «поймать» дефект на самой ранней стадии.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30