21 апреля 2021 14:47

Ускорение конкуренции

В протоколе, подготовленном по итогам заседания правительства, состоявшегося  в железнодорожном вагоне на пути из Омска в Томск, содержится поручение Минтрансу и Минэкономразвития в срок до 15 сентября представить предложения по введению обязательного членства операторов железнодорожного подвижного состава в единой саморегулируемой организации (СРО).

Плюсы единой СРО очевидны: и профильным министерствам, и ОАО «РЖД» удобнее иметь дело с одной организацией по вопросам установления единых стандартов. В одном месте можно собрать высококвалифицированных специалистов по различным вопросам, которых не так много на рынке. Наверняка правительство исходило и из опыта функционирования рынка электроэнергетики, который с железнодорожным роднит наличие сетевой инфраструктуры.

Это сразу вызвало недовольство у небольших компаний, которые, во-первых, не имеют финансовой возможности присоединиться к Совету участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава, а во-вторых, опасаются, что интересы крупных операторов будут превалировать над интересами мелких. В качестве примера для подражания они указывают на сектор строительства, страховой и оценочной деятельности, где существует несколько саморегулируемых организаций и высок уровень конкуренции.

В конце мая в редакции «Гудка» проходил «круглый стол», посвящённый саморегулированию операторской деятельности. Большинство участников сошлись на том, что лучше бы иметь одну СРО. Правда, лидер, по их мнению, должен был выявиться в процессе эволюции и конкурентной борьбы – чьи стандарты принимает государство, тот и победитель. Не может быть стандартов для маленьких или больших операторов, они должны быть едины, поскольку едина инфраструктура.

Но как раз на эволюцию у правительства нет времени, ситуация с перевозками такова, что требует незамедлительных действий, а не споров. С другой стороны, в нынешнем виде ни одна из двух существующих организаций не удовлетворяет требованиям единой СРО, ведь в ней на равных должны уживаться совершенно разные компании. Ситуация посложнее, чем в электроэнергетике, где на рынке оперируют крупные генерирующие структуры. И в ближайшее время мы увидим, способны ли участники рынка договориться между собой сами, или потребуется вмешательство государства.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30