20 апреля 2021 07:25

По закону рынка

Суд постановил, что инвентарного парка больше нет

Арбитражный суд Москвы признал недействительными решение и предписание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), обязывающие ОАО «РЖД» удовлетворять заявки по перевозке грузов на условиях инвентарного парка.

Согласно реформе, грузоотправители получают вагоны по рыночным ставкам
Согласно поведенческим условиям, выданным ФАС при выделении Второй грузовой компании из холдинга, РЖД обязаны предоставлять вагоны и осуществлять перевозку по Прейскуранту 10-01. Но ОАО «РЖД» неоднократно заявляло, что в результате реформы инвентарный парк был передан в дочерние компании и выведен из регулируемого сектора. Суд с этими доводами согласился и признал недействительным решение ФАС о нарушении компанией антимонопольного законодательства, выражавшееся, по мнению ведомства, в «уклонении от заключения договора на услуги перевозки грузов в вагонах инвентарного парка». Также суд подтвердил, что РЖД не нарушали антимонопольное законодательство в части необеспечения доступа к услугам по перевозке в вагонах перевозчика.

Заместитель начальника правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев заявил «Гудку», что компания с самого начала не признавала факта нарушения. А передача подвижного состава в уставный капитал дочерних компаний ОАО «РЖД» и, как следствие, отсутствие инвентарного парка соответствуют программе структурной реформы, утверждённой постановлением Правительства России.
«Основными целями реформы являются создание рынка владельцев вагонов, разделение естественно-монопольных, временно-монопольных и конкурентных видов деятельности, замена государственного регулирования рыночными механизмами, – подчеркнул Алексей Васильев. – Претензии ФАС в случае их удовлетворения поставили бы на повестку дня не только вопрос о полном пересмотре программы реформы, но и о внесении существенных изменений в бюджетное законодательство страны. Ведь согласно принятому в России корпоративному праву ОАО «РЖД» несёт солидарную ответственность по итогам экономической деятельности его дочерних структур. И в случае административного принуждения их к выполнению решений, наносящих финансовый ущерб, стала бы резонной постановка вопроса о компенсации понесённых потерь из федерального бюджета».

По мнению Алексея Васильева, ФАС сначала следует озаботиться проработкой нормативной базы выполнения таких компенсаций с последующим вынесением своих предложений в Госдуму и правительство и только потом требовать от РЖД принуждения к регулирумым ценам.

Заместитель генерального директора ОАО «ПГК» Сергей Калетин согласился с тем, что давление со стороны ОАО «РЖД» на тарифную политику его дочерних структур, акции которых уже в значительной мере выкуплены частными инвесторами, возможно лишь при условии гарантий по компенсации возможных потерь.
«Именно поэтому со стороны РЖД не происходит вмешательства, например, в ценовую политику нашей компании, – отметил он. – Такие действия холдинга не только бы расходились с принятым корпоративным правом, но и противоречили элементарной логике: зачем было вообще выводить инвентарные вагоны РЖД в статус собственных, если потом всё равно условия их использования по факту остаются прежними?»

В ФАС «Гудку» сообщили, что комментарии могут быть предоставлены лишь после получения мотивировочного решения суда, но само решение служба намерена обжаловать.

Леонид Григорьев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30