23 января 2022 21:42

На байкальском перекрестке



Кул-тук, кул-тук… – кто-то ритмично стучит киянкой по стянутым обручем деревянным плашкам, «славное море – священный Байкал, славный корабль – омулёвая бочка…» Утреннюю хмарь стряхивает усилившийся рык мотора: московский тракт забирается в горы, и на перевале слегка закладывает уши.

Живописная дорога среди скал обрывается внезапно. Останавливаемся на обочине шоссе, серпантином устремляющегося с плато к побережью озера-моря. Вид открывается захватывающий: Байкал даже в заливе впечатляет своей мощью, синие отроги приморского хребта скалистыми гранями обрываются к водной глади, и внизу под нами – Култук. Отсюда он видится обычной сибирской деревней, с неказистыми старыми домами, хаотически разбросанными в прибрежной низине.

Посёлок расположен в крайнем юго-западном углу Байкала. Отсюда и название, в переводе с тюркского – «угол», «тупик», «залив озера или моря». К слову, ветер, дующий с нижней, южной, оконечности вдоль котловины озера, тоже называется култук, он несёт с собой мощные штормы, дожди и пасмурную погоду.

Сейчас же светит солнце, дали ясные, и вызвавшийся быть нашим гидом учитель местной средней школы Сергей Снопков проводит урок географии на местности.
– Вот там, за посёлком, за рекой Култучной, узким языком вдаётся в озеро Шаманский мыс. Это едва ли не самая западная точка байкальского побережья. Когда смотришь вдаль и пытаешься представить себе лежащие впереди шестьсот с лишним километров водной глади, не покидает ощущение, что именно здесь и берёт начало «славное море».

В 10-километровом междуречье горных речек Слюдянка и Култучная учёные сделали немало открытий. Ботаниками описаны десятки редких и исчезающих растений, археологами найдены стоянки древнего человека, геологами – месторождения слюды, мрамора и лазурита. Сергей Снопков, кандидат геолого-минералогических наук, знает каждый камушек в этом углу. Учёный, ставший школьным учителем, пристрастил к поискам уже не одно поколение ребят. С находками участников экспедиций клуба «Лазурит» – от бивней мамонта до предметов быта основателей посёлка – нас знакомят в музее Култукской средней школы.

Особый раздел музейной экспозиции посвящён строительству Байкальского участка Транссибирской магистрали – знаменитой Кругобайкалки. История транспортного освоения Сибири и привела нас с историком Татьяной Гордиенко из Иркутска на главный байкальский перекрёсток всех мыслимых сухопутных и водных дорог.

Столице Восточной Сибири в прошлом году исполнилось 350 лет, но Култук на 14 лет старше Иркутска. Острог на байкальском берегу казаки под командой Ивана Похабова поставили весной 1647 года. Первая дорога была проложена сюда из Иркутска в конце XVII века. В продолжение её в обход Байкала через горный хребет Хамар-Дабан была сооружена знаменитая караванная дорога в Монголию и далее в Китай – Великий чайный путь. Прошло время, и Култук оказался одним из опорных пунктов строительства одного из участков Транссибирской магистрали, известного под названием Кругобайкальской железной дороги.
– Именно здесь, – рассказывает Татьяна Гордиенко, – размещались конторы западного и восточного строительных участков. В Култук не раз приезжал министр путей сообщения князь Михаил Хилков. Ведь строили уникальную дорогу в техническом отношении. Только на участке от Слюдянки до станции Байкал были сооружены 39 тоннелей общей длиной 7 километров и 16 галерей. На каждый километр пути расходовали по вагону взрывчатки. От обвалов и камнепадов, от морских волн дорогу защищали специально возведённые ограждения.

Инженеры путей сообщения, поселившиеся в селе с семьями, способствовали подъёму культурно-образовательной жизни населения. В газетах того времени исследователи находят заметки о проводимых ими литературных и музыкальных вечерах, танцах и сеансах кино в клубе, общественных ёлках для детей, создании ледового катка и т.д.

13 сентября 1904 года у тоннеля № 18 была осуществлена стыковка Великого Сибирского рельсового пути. Министр путей сообщения Михаил Хилков забил последний, символический «золотой» костыль. Очевидцы вспоминали, как это было: молебен, суровое молчание, вызванное известием о гибели броненосца «Петропавловск». В этот день шёл сырой снег, погода не располагала к особым торжествам, да и не до этого было, шла война. Надо было скорее открывать сквозное движение поездов. В 23 часа министр прибыл в Култук, в доме инженера Бернатовича состоялся торжественный ужин…

В связи с Русско-японской войной в селе был построен железнодорожный воинский пункт. Из Култука тысячи солдат и офицеров, пришедших из Иркутска по тракту, передохнув и подкрепившись, садились в воинские эшелоны и отправлялись на восток к театру военных действий.

В период строительства второго пути на месте разъезда Култук была создана станция. А вот и она сама, свидетельница и участница событий более чем вековой истории Кругобайкальского участка Транссиба. Такая же, как и век назад, даже название не сменила. Четыре пути, со всеми атрибутами старины – стрелочными переводами, светофорами, зданиями вокзала и пакгаузов.

На деревянном крыльце нас встречает дежурная по станции Марина Ангаева в фирменном кителе и красном берете. Она рассказывает:
– Более полувека Кругобайкалка в первозданном виде была частью Транссибирской магистрали, проходя по берегу Ангары, затем береговым откосом от порта Байкал до Култука и потом на Слюдянку. Не было в России более живописной железнодорожной колеи. Но с 1956 года движение по Транссибу в сторону Иркутска осуществляется по новой ветке, проложенной через горы. Железнодорожное полотно вдоль ангарского берега демонтировали, сегодня этот участок на дне водохранилища Иркутской ГЭС. Ведущая из Култука на восток Кругобайкальская железная дорога превратилась в тупиковую ветку, но при этом сохранила заповедный облик, привлекая туристов даже из-за рубежа. В прошлом году путешествие по ней совершили более 22 тыс. человек.

Только вот в Култуке современные туристические поезда, идущие по маршруту Иркутск – Слюдянка – Порт Байкал, остановок не имеют, кроме одного – ретросостава на паровозной тяге, который ещё недавно ходил регулярно. Старикану перед 85-километровым участком байкальских круч нужна была передышка. А пока локомотивная бригада «поила» своего кормильца водой, пассажирам показывали старинный вокзал, проводили и в жилые покои его первых начальников, воссозданные в стиле начала ХХ века. Ещё несколько минут занимала экскурсия к мостику, возведённому первостроителями Кругобайкалки. И всё! Не так уж много для транспортного перекрёстка со столь богатой историей.

Но в дорожном музее меня ознакомили с концепцией воссоздания историко-культурной среды Транссиба рубежа XIX–XX веков. Она предусматривает создание на Кругобайкальской магистрали целого комплекса «Историческая (музейная) железная дорога». Станции Култук в проекте отводится особая роль: здесь, по мнению историков, должен быть вокзал с привокзальной площадью, пересадочный пассажирский комплекс и музей железнодорожной техники. А ядром должна служить натурная экспозиция железнодорожного подвижного состава XIX–XX веков и инфраструктуры, воссозданной по чертежам начала прошлого века.

Развитие туризма органично вписывается в комплекс мероприятий по выполнению постановления Правительства РФ от 8.09.2010 «Об особой экономической зоне туристско-рекреационного типа, созданной на территории Иркутской области». Вся необходимая для этого документация была подготовлена и направлена в ОАО «РЖД» вместе с просьбой оказать содействие в выделении средств на реализацию проекта. Хотя, наверное, наилучшим выходом было бы придание дороге вокруг Байкала статуса памятника федерального значения с соответствующей программой его использования. Но…

Пока чиновники раздумывали, над Кругобайкалкой сгустились финансовые тучи. Время заставило железнодорожников искать дополнительные источники для содержания уникальной железной дороги. И в мае этого года состоялась её презентация на выставке в Париже, собрав массу восторженных откликов.

Ключом бьёт и народная инициатива. В одночасье прославить Култук решил бывший бамовский шофёр Николай Лупынин, с которым меня познакомил Сергей Снопков. Николай прессе хорошо известен. Ну хотя бы тем, что несколько лет назад он из брошенных туристами на берегу Байкала пластиковых бутылок выложил огромный, метров около семи, силуэт озера и отправил его в передачу «Сам себе режиссёр». Как он объяснил: «Чтобы привлечь внимание мировой общественности к экологии этого заповедного края и проблемам людей, живущих на его берегах».

Последний проект неистового пенсионера: повторить подвиг доброго молодца из песни «Славное море – священный Байкал», который переплыл озеро в омулёвой бочке. Ещё год назад он испытал в байкальских водах необычное судно – сделанную из подручных материалов и сосновых досок бочку длиной 3,3 метра и диаметром 2,2 метра. Но в море так и не вышел, даже год спустя. Запрет на выход наложила Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России. Неуправляемый плавучий объект на судоходных путях может наделать немало бед.

Но и этот чиновный барьер Лупынин надеется преодолеть. В конце концов это не труднее, чем переплыть Байкал без руля и ветрил!

Александр Шамов
Станция Култук
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31