23 января 2022 21:16

На «Конях» по трамплинам

Железные дороги России, по свидетельству зарубежных очевидцев, это не только поезда и станции, но и зажигательный рёв мотоциклетных моторов.

Под эгидой Западно-Сибирской магистрали впервые прошёл Открытый кубок России по мотокроссу, посвящённый 175-летию железных дорог.

Идею провести мотокросс подал Сергей Кузяков. Гонщик по призванию и машинист эксплуатационного локомотивного депо Топки по профессии, он не постеснялся подойти во время одного из комиссионных осмотров к начальнику Западно-Сибирской.
– Александр Целько принял мою мысль на ура, и мы занялись организацией турнира, – рассказывает Сергей Кузяков. – Топкинская трасса – одна из лучших в Сибири. Мы пригласили гонщиков из Барнаула, Томска, Новосибирска, Кемерова, Бийска, Ачинска, Красноярска. Откликнулись и ребята из Иркутской области. И неожиданно Кубок Сибири превратился в турнир российского и даже международного масштаба, ведь, кроме сибиряков, в Топки приехали люди из Челябинска и Казахстана.

…Рядом с трассой яблоку негде упасть. Одна за одной подходят машины с прицепами, из которых выкатывают мотоциклы. Их готовят к заезду целые семьи. Мужчины техническую часть проверяют, их жены драят лакировку до сияющего блеска. Среди мощных «железных коней» замечаю совсем маленький, почти игрушечный.
– Я на нём поеду, – уверенно говорит крохотный мальчуган, надевая на голову большущий шлем.

Это Юра Журавлёв из Омска. Ему всего пять лет, но он уже участник престижных мотогонок в возрасте до семи лет.
– Юрик наш сначала на мотоцикл сел, а уж потом ходить научился, – улыбается его отец Сергей.
– А мы дома практически не живём, – поддерживает разговор мама Юры Валентина. – Колесим по стране от одного турнира к другому. В жару, в дождь и даже в снег.

Главный судья соревнований Сергей Поздняков объявляет старт первого заезда для самых маленьких, и мальчишки жмут на газ. Юра Журавлёв едет не так быстро, как старшие дети. Отец бежит рядом, подбадривая сына. На самом финише болельщики приветствуют самого маленького мотогонщика аплодисментами и криками «браво».

Едва отдышавшись, Юра спрашивает отца, кто так громко ему хлопал.
– Железнодорожники, – обнимает он сына.
– Тогда, когда вырасту, стану железнодорожником.
– Так мы же решили, что мотогонщиком будешь, – недоумевает Сергей.
– Ну, раз решили, значит, буду мотогонщиком, – соглашается мальчик.
– Я выступал на многих престижных турнирах, – делится впечатлениями гонщик из Красноярска Иван Дрозд, – но впервые пребываю в такой тёплой атмосфере. Железнодорожники, конечно, организовали всё по высшему разряду.

А многократный победитель Кубка Сибири, призёр чемпионатов страны, кандидат в мастера спорта из Бийска Николай Шишин признался перед стартом, что будет летать по трассе быстрее «Сапсана».

Николай, выступавший в классе мотоциклов до 125 кубиков, слово своё сдержал. С первых минут вырвался вперёд, сохранив лидерство до самого финиша.

Почётный железнодорожник, машинист, ветеран войны Григорий Морозов не без юмора заметил, что силёнок бы ему годков на 20 и он бы с удовольствием поучаствовал в турнире. Только не на мотоцикле, а на паровозе.

Самый интересный заезд среди профессионалов в классе до 250 кубиков Морозов смотрел с нескрываемым восторгом.
– Я радуюсь, когда вижу, с каким азартом молодые ребята сражаются за Кубок родной магистрали, – признаётся Григорий Яковлевич. – Массу положительных эмоций получаю. Они в моём возрасте очень даже не помешают для здоровья и бодрости духа.

Заезд выиграл мотогонщик из Челябинска Виталий Гусев. Он выступал не просто как профессионал, а как артист. На одном из трамплинов Виталий так изловчился, что на высоте 10 м одной рукой удержал руль, а второй успел помахать публике.

Для южноуральца выступление на этом турнире было особенным.
– Мой дед был железнодорожником, и два дяди служат верой и правдой магистрали, – рассказывает он. – Один из них машинист, как ваш Серёга Кузяков. Кстати, в детстве, глядя на своих родственников, тоже мечтал пойти по их стопам. Особенно после того, как дядя прокатил меня в кабине своего электровоза ВЛ10. Я глядел в лобовое стекло, и от большой скорости дух захватывало. Позже такое же ощущение испытал, когда появился первый мотоцикл.
– 180 участников, больше двух тысяч зрителей! – восторгается глава Топкинского района Евгений Шачнев. – И больше половины болельщиков – это железнодорожники, ведь Топки – крупный узел на сети, железнодорожные ворота Кузбасса.

Под занавес турнира в классе «Хобби» топкинцы ждали выступления своего земляка и главного вдохновителя соревнований Сергея Кузякова. Зрители гадали, выйдет он на старт или нет, ведь несколько лет назад железнодорожник получил тяжелейшую травму.
– Хромаю до сих пор немного, но выйду, – улыбается Сергей. – Не имею права подвести своих земляков.

И пусть не гнал он с сумасшедшей скоростью по трассе и не взлетал так высоко на трамплинах, как другие гонщики, но откатал под крики «браво» Кузяков отлично. Среди почти 50 участников в своей группе вошёл в десятку.
– Но от того, что турнир получился интересным и зрелищным, испытываю настоящие чемпионские чувства, ведь это наша общая железнодорожная победа, – говорит машинист.

На высшую ступень пьедестала поднялись Николай Орёл из Новосибирска, Евгений Бородин из Ачинска, Николай Шишин из Бийска, Виталий Гусев и Максим Дадыкин из Челябинска, Алексей Общев из Казахстана.

Победители и призёры, кроме кубков и дипломов, получили от Западно-Сибирской дороги денежные премии и ценные призы.

За мотокроссом с интересом наблюдал житель Германии Йоахим Ленсман. Он приехал к своему сибирскому другу, который оказался большим поклонником этого спорта.
– Когда приеду домой, обязательно расскажу соотечественникам, что железные дороги России – это не только станции и поезда, но ещё и мотогонки. О, этот неповторимый рёв мотоциклетных моторов, – счастливо улыбается немец.

Анатолий Болдырев
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31