23 января 2022 21:45

Шаг вперёд, два назад



Казахстанская ассоциация перевозчиков и операторов вагонов (КазАПО) подготовила свою концепцию создания системы общего вагонного парка на сети казахстанских железных дорог.

Заместитель генерального директора КазАПО Салтанат Агамбаева рассказала, что проект концепции предусматривает сохранение в оперативном управлении АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) не менее 10% вагонов от общего числа приписанного к сети парка подвижного состава вне зависимости от формы его собственности.

Напомним, согласно плану реформы железнодорожной отрасли Казахстана, к началу 2013 года инвентарный парк КТЖ будет переведён в статус собственного.
«Собственником вагонов, сегодня являющихся инвентарными, планируется сделать АО «Казтемиртранс» – дочернюю операторскую структуру КТЖ, – отметила представитель КазАПО. – Но в общей структуре железнодорожных перевозок сохранятся низкодоходные сегменты. Отказаться от них или хотя бы повысить прибыльность нельзя из-за их социальной и государственной важности. Это означает, что потенциально даже аффилированный с КТЖ оператор может попытаться снизить участие в таких перевозках. Или вообще в какой-то момент, например после продажи значительного пакета его акций в частную собственность, отказаться от них. В нашем проекте предлагается оставить в оперативном управлении АО «НК «КТЖ» примерно 30 тыс. единиц подвижного состава, это крытые вагоны и полувагоны».

Тарификацию перевозок в них и управление предлагается осуществлять по тем же правилам, что сегодня применяются к инвентарному парку. При этом формально они будут являться собственными и владелец будет получать за их использование фиксированную плату.

Председатель президиума транспортно-логистической ассоциации Kazlogistics, советник президента КТЖ Юрий Лавриненко заявил «Гудку», что окончательное решение о необходимости создания общего парка не принято.
«Согласно программе реструктуризации железнодорожной отрасли, КТЖ из национального перевозчика станут холдингом. Он будет обеспечивать корпоративное руководство железнодорожной отраслью, – говорит эксперт. – А национальным перевозчиком станет АО «Казтемиртранс». Оно будет оперировать как своим собственным парком, так и теми вагонами, которые, возможно, будут браться в аренду или в доверительное управление у других операторов. И вопрос о том, какой именно вид будет иметь система работы вагонных парков в новых условиях, пока находится в стадии обсуждения».

Начальник управления корпоративного развития АО «Казтемиртранс» Серик Баймагамбетов считает, что предложение о создании общего парка на базе вагонов можно рассматривать как попытку консервации советского, нерыночного подхода к организации перевозочного процесса, когда ставка делалась не на экономические факторы, а на административное принуждение.
«Сегодня необходимости принуждать операторов отдавать свой парк под стороннее управление нет, – отметил он. – Социальные перевозки, в том числе энергетического угля, должны обеспечиваться экономическим путём, например принятием адекватных тарифов, обеспечивающих операторам рентабельность их работы».

Леонид Григорьев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31