28 октября 2021 14:45

Возрастная норма

Разница в сроке службы и серии электричек не позволяет унифицировать стоимость их аренды

Регионы, на территории которых работает Северная пригородная пассажирская компания (СППК), намерены предложить Федеральной службе по тарифам выработать единую для всей страны методику расчёта по аренде подвижного состава пригородного сообщения.

Пассажирам главное, чтобы электрички ходили, их не интересуют отношения между пригородной компанией и регионом
Такое решение было озвучено в Ярославле на межрегиональном совещании с участием представителей субъектов Федерации, Северной железной дороги и СППК.

По мнению регионов, они не в состоянии объективно оценить размер выпадающих доходов перевозчика и их долю в составе экономически обоснованного тарифа. «В действующей методологии не прописаны нормы и механизмы определения стоимости аренды подвижного состава, которая составляет львиную долю всех затрат пригородной компании на перевозки, – рассказала «Гудку» замдиректора департамента финансов Ярославской области Людмила Волканевская. – Нам как заказчику очень важно знать в деталях, что это за расходы». По её словам, также не ясно, одинакова ли величина аренды для всех регионов страны.

Как пояснил «Гудку» начальник Северной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Сергей Пастернак, стоимость аренды подвижного состава в субъектах РФ, расположенных в границах СЖД, одинаковая. Но на разных дорогах ставки разнятся.

Аренда формируется, исходя из стоимости начисленной амортизации налога на имущество, а экономически обоснованные затраты не могут быть идентичны по всей стране. «Методика расчётов такова: электричка стоит на балансе в депо, на неё начисляется амортизация, величина которой неодинакова по стране в связи с тем, что поезда эксплуатируются разных серий, годов постройки, а значит, и разной стоимости», – пояснил начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер. Кроме того, в регионах существуют разные расценки по эксплуатации: работа машинистов, обслуживание поездов, их ремонт. «Поэтому рассуждать о стоимости комплекса услуг по эксплуатации и управлению электропоездов, и в частности аренды, можно только с учётом региональных особенностей, исходя их экономически обоснованных расчётов», – резюмировал он.

По словам Людмилы Волканевской, правительство Ярославской области не раз обращалось к перевозчику с просьбой открыть информацию. «Но всякий раз нам отвечали, что ОАО «РЖД» просто предъявляет счета и не даёт перевозчику никаких расчётов», – посетовала она.

Однако, как заявил Максим Шнейдер, у ОАО «РЖД» позиция открытая: «Все, кто хочет получить документы, их получают. А кто занимает выжидательную позицию, тому и всех первичных документов недостаточно. Хотите документы – пожалуйста, мы готовы их предоставить, – сказал он. – Это при том, что регулированию подлежит деятельность пригородной компании, а не ОАО «РЖД». И хотя мы не обязаны предоставлять данные, но делаем это во всех случаях! И то, что 22 региона в 2011 году полностью возместили выпадающие доходы пригородным перевозчикам, означает, что все расчёты проверены и приняты».

Сергей Пастернак убеждён, что такая прозрачность оказалась бы полезна для простоты общения с заказчиком. «Если предложенные субъектами РФ решения будут приняты на уровне Федеральной службы по тарифам, станет проще и пригородным компаниям, и дорогам», – сказал он.

В официальном ответе «Гудку» от Федеральной службы по тарифам было заявлено, что вопрос о выработке единой методологии определения затрат по аренде пригородного подвижного состава «требует детальной проработки со всеми заинтересованными участниками с учётом специфики каждого региона, а также уточнения нормативно-правовых механизмов».

Однако и единая для всей страны методика не будет идеальна, она может привести к перекосу. Тот регион, где эксплуатируют современный подвижной состав, будет недоплачивать, а тому, у кого старые электрички, придётся переплачивать. Выход из ситуации возможен, но тогда регионам придётся вкладывать деньги в подвижной состав. Нормативная база это позволяет.

Игнат Вьюгин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31