16 апреля 2021 16:21

Цвет эпохи

Сергей Михайлович Прокудин-Горский – человек, сумевший запечатлеть дореволюционную империю в красках и проехавший для этого по стране тысячи вёрст в специально оборудованном вагоне-лаборатории. Его имя было забыто, потеряно Россией, как и сами фотоснимки, на долгие годы. Ведь их автор получал поддержку и знаки внимания от последнего из Романовых, а после революции покинул страну, захватив с собой всю коллекцию.

Первое впечатление от этих фотографий – нереально, мистификация! На них видны очень старая железнодорожная техника, люди в одеждах начала ХХ века. Жандармы, работники станций в праздничной форме, дамы с зонтами. Старинное благоустройство – булыжные мостовые, деревянные перила-ограждения, керосиновые фонари. Железная дорога, проложенная в горах и пустынях. И всё – цветное. Причём снимки, в отличие от раскрашенных открыток тех лет, хранят свежесть и полноту оттенков.

В биографии Сергея Прокудина-Горского много неясностей. Называют, например, несколько дат и мест его рождения. Наиболее вероятные – 18 августа 1863 года, маленькое село Фуникова Гора во Владимирской области. От этой Горы и пошла вторая часть фамилии. Полтысячелетия она была вотчиной его предков. Они вели род от крещёного татарского князя. Фуниковой Горой его наделил ещё Дмитрий Донской за преданность и храбрость в Куликовской битве.

Среди предков фотографа были герои Отечественной войны 1812 года, литераторы, дипломаты. Его отец дослужился в армии лишь до подпоручика, а потом стал мелким чиновником. Сергея удалось устроить в столичный Александровский лицей, а затем он получил образование химика-технолога. Взяв в жёны дочь отставного генерала владельца литейных заводов Александра Лаврова, Прокудин-Горский получил от тестя пост директора правления его предприятий, а вместе с тем и свободу в средствах.



Лавров ввёл зятя в Императорское Русское техническое общество, дал возможность познакомиться со светилами науки – Менделеевым, Поповым, Бутлеровым, Яблочковым. В конце 90-х годов XIX века Прокудин-Горский оказался одной из главных фигур фотографического отдела общества. Он организовал цинкографическую лабораторию, съездил в Германию к профессору Адольфу Мите, ставившему первые опыты получения полихромного изображения.

В конце 1902 года Прокудин-Горский сделал доклад о теоретических основах цветной фотографии. А в 1905 году он поразил присутствовавших на заседании общества своими 70 цветными снимками. В числе их были различные по колориту и содержанию виды Дагестана и Кавказа, осенняя Финляндия, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызвали долго несмолкающие аплодисменты. Запатентовав свои методы съёмки, Прокудин-Горский описал их в журнале «Фотограф-любитель».

Разработанная Адольфом Мите технология была очень сложна. С одной точки требовалось снять три негатива через фильтры – красный, зелёный и синий. Негативы проявляли и фиксировали, потом контактным способом получали три окрашенных в основные цвета позитива. Их надо было абсолютно точно совместить, проецируя изображения на экран. Прокудин-Горский сумел найти новые красящие химические вещества, которые смогли передавать изображение натуральнее.

Затем он решил проблему тиражирования снимков. В цинкографии он начал с негативов делать металлические клише и, совмещая их, смог добиться цветной печати фотографий, которые публиковал его журнал.

У Льва Толстого были ясные голубые глаза. Это донесла камера Прокудина-Горского. Мастер отправился к писателю накануне его 80-летия, испросив разрешения в письме: «Фотография в натуральных цветах – моя специальность… Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру. Эти изображения вечны – не изменяются».

3 мая 1909 году после одной из выставок Прокудина-Горского пригласили показать работы царской семье. Во время перерыва, когда был подан чай, государь отделился от группы придворных и, подойдя к фотографу, спросил, что он намерен делать дальше со своей работой. Тогда автор открыл Николаю II свою мечту – получить транспорт и отправиться на десять лет в экспедицию, чтобы сделать десять тысяч снимков разных уголков России. Их мастер хотел бы напечатать для школ – пусть дети видят красоту и разнообразие Родины.

Уже через несколько дней фотограф получил пароход и поплыл на нём по Мариинскому водному пути от Петербурга к Волге. На руках у него были Высочайше подписанные разрешения на доступ во все точки империи и на съёмки в них.

Летом ему предоставили специальный вагон Министерства путей сообщения. Багаж Прокудина-Горского был велик: тяжёлые, массивные фотокамеры, ёмкости с химикатами, ящики со стёклами для пластин. Фотограф несколько дней разворачивал в вагоне лабораторию, позволявшую немедленно обрабатывать материалы. Вагон прицепляли к пассажирским поездам, иногда вели отдельным локомотивом. На нужных станциях его оставляли на несколько дней – требовался запас времени в случае непогоды. В конце лета 1909 года Прокудин-Горский двинулся на Урал. Он снимал железную дорогу, вокзалы, реки, города, заводы. На Чусовой его ждала моторная лодка, а в Екатеринбурге – автомобиль.

В 1910–1911 годах фотограф совершил несколько путешествий по городам верхней Волги – от Селигера до Нижнего Новгорода, снимал знаменитую ярмарку. С особым вниманием отнёсся к памятникам Ярославля и Костромы. Дважды съездил в Среднюю Азию, посетил Бухару и Каракумы. Сделанные там снимки потрясают – острота красок передала и туркменский зной, и архаичный местный быт, и железнодорожников, работавших в сложнейших условиях. Кстати, в Туркестане Прокудин-Горский провёл первые в России цветные киносъёмки. Затем в его объективе оказалась Карелия. А потом вагон отправился на станцию Бородино в Подмосковье – фотографии готовились к юбилею великой битвы. Каждые два-три месяца царская семья с восхищением смотрела новые работы.

Весной 1912 года Прокудин-Горский опять надолго переселился в свой вагон-лабораторию. Новое путешествие длилось семь месяцев – от Малоярославца до Вильны, во Владимир и Суздаль, в Рязань, дважды в разное время года на Кавказ, снова на Урал и в Западную Сибирь.

А осенью работа Прокудина-Горского внезапно оборвалась. Как оказалось, насовсем. Вероятно, у мастера кончились средства. МПС предоставляло ему бесплатный транспорт, но все остальные расходы он брал на себя. Между тем каждый снимок обходился ему в десять рублей – огромные по тем временам деньги.

Прокудин-Горский не мог найти общий язык с чиновниками. Он предлагал государству приобрести его коллекцию цветных фотографий. Шли бесконечные согласования, на прошении появлялись новые и новые одобряющие резолюции, в том числе министра финансов Коковцова. Обращаться к самому царю с просьбой купить снимки фотограф не стал, опасаясь потерять его расположение и лишиться всякой перспективы продолжить работу. Денег он так и не получил и свои снимки никому не передал.

А России вскоре стало не до цветных фотографий. Она ввязалась в мировую войну и всё глубже погружалась в хаос. Акционерное общество Прокудина-Горского «Биохром» жило в основном от военных заказов, от работ с аэрофотосъёмками.

Спустя несколько лет интерес к работам Прокудина-Горского проявила уже власть большевиков. В 1918 году в Эрмитаже работала его большая выставка «Чудеса фотографии». Нарком просвещения Луначарский пригласил учёного и фотографа профессором в созданный вскоре фотокиноинститут.

Однако Прокудин-Горский в том же году навсегда уехал из России. Его фотографии не только не оказались в каждой школе, все они были увезены за границу. Лишь иногда во время вечеров-воспоминаний о России их видели в Париже эмигранты. Мастер осел там и вместе с сыновьями открыл фотомастерскую. Последней его работой стали съёмки Всемирной выставки 1937 года в Париже.

Прокудин-Горский умер в оккупированной немецкими войсками французской столице в 1944 году. После войны наследники сумели выгодно продать его работы в библиотеку конгресса США.

Лишь с появлением Интернета жители России с удивлением обнаруживали на иностранных сайтах эти фотографии и узнавали о забытом мастере.

Николай Морохин
Снимки из архива
Сергея Прокудина-Горского:
«Группа участников
ж.д. постройки» (1915 год),
«Железнодорожный мост
через реку Шую» (1915 год)

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30