29 января 2022 13:34

Секрет дешёвого бензина

ФАС предлагает налоговые инновации, тормозящие подорожание автомобильного топлива.

Инициатива ФАС направлена на то, чтобы отвязать внутренние цены на бензин и дизтопливо от цен на нефть на мировых рынках, то есть сделать так, чтобы вопреки сложившейся традиции цены на заправках автоматически не росли вслед за ростом стоимости нефти на бирже в Нью-Йорке.

Ведомство предлагает бороться с этим с помощью гибкого применения акцизов. Сейчас ставки акцизов носят фиксированный характер. Предлагается сделать их подвижными, то есть повышать акцизы на бензин, когда нефть дорожает, и понижать, когда она дешевеет.

В 2012 году цены на бензин росли быстрее, чем на многие другие товары, и обгоняли инфляцию. По данным Росстата, с марта по конец июня топливо в среднем подорожало на 2,2%. А, например, бензин марки Аи-95 стал обходиться водителям дороже на 2,4%.

Как считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, налоговое регулирование в топливной сфере должно стать более гибким. Иначе цены на бензин и дальше будут выше, чем во многих нефтедобывающих странах. Сейчас же их уровень примерно такой же, как в США. Это свидетельствует о том, что в России удельный вес затрат на топливо для его потребителей гораздо выше.

Поэтому идею ФАС Евгений Аркуша поддержал, отметив, что она не столько приведёт к снижению цен на бензин, сколько отвяжет внутреннюю цену от мировой. При этом Евгений Аркуша сомневается, что Минфин поддержит такое предложение антимонопольных органов.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев указал, что есть и более эффективные способы борьбы с дороговизной топлива. «Нужно отказаться от того, чтобы величина НДПИ определялась стоимостью нефти на мировом рынке», – сказал эксперт.

Для удешевления топлива необходимо увеличивать его производство. В последние три года предложение отставало от спроса, был дефицит, и бензин импортировался с Украины, из Финляндии и даже из Японии в обмен на дизтопливо. «Однако сейчас наши компании запустили масштабную модернизацию, и производство начало расти. В будущем, когда модернизация в отрасли завершится, производство вырастет с 36 до 70 млн тонн. Грядущий «переизбыток» бензина опустит на него цены», – надеется Рустам Танкаев.

Алексей Щеглов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31