25 октября 2021 13:45

Идти в ногу со временем

Окончание. Начало см. на 6-й полосе


– Когда железные дороги начнут работу в статусе региональных центров корпоративного управления? Каковы их задачи в новых условиях и как при этом изменятся функции начальников дорог?
– Железные дороги начнут функционировать в качестве региональных центров корпоративного управления в октябре текущего года. Начальники дорог станут полномочными представителями президента ОАО «РЖД», преобразуясь из руководителей территориального масштаба в руководителей сетевого уровня, и будут нести ответственность за общесетевой результат. Одной из ключевых задач железной дороги в качестве регионального органа корпоративного центра холдинга станет обеспечение соблюдения подразделениями ОАО «РЖД» и ДЗО, расположенными в границах железной дороги, требований единой корпоративной политики, регламентов, методик, норм и стандартов. Подразделения железной дороги будут выполнять две основные функции: контроля и анализа. Начальники железных дорог в новой системе будут корректировать действия всех участников процесса. Они также станут инициаторами внесения изменений в действующие политики, регламенты, методики, нормы и стандарты, смогут накладывать дисциплинарные взыскания и производить кадровые перестановки. В ведении региональных центров останутся некоторые хозяйственные функции: обучение персонала, инженерное обеспечение, управление непрофильными активами. Последние необходимо вовлекать в хозяйственный оборот по тем видам деятельности, которые планируется развивать в холдинге, либо перепрофилировать, продавать, вносить в качестве вклада в инвестиционные проекты.

– Сегодня одна из основных наиболее тревожных проблем – недофинансирование инфраструктуры. Каковы, по вашему мнению, риски дальнейшего промедления в решении этого вопроса и какие предложения выдвигает здесь ОАО «РЖД»?
– Проблема адекватного финансирования железнодорожной инфраструктуры не случайно поднимается нами на всех уровнях. Несмотря на то что к ней удалось привлечь внимание государственных руководителей, бизнес-партнёров, общественности, пока не получается выработать совместное сбалансированное решение по кардинальному наращиванию инфраструктурных инвестиций. Вместе с тем потери от недофинансирования железнодорожной инфраструктуры для экономики страны весьма высоки. По прогнозам, суммарное снижение ВВП составит за период 2011–2015 годов 2,3 трлн руб., за период 2011–2020 годов – 5,8 трлн руб. Для того чтобы соответствовать темпам развития экономики, необходимы инвестиции на строительство новых железнодорожных линий (в том числе высокоскоростных магистралей), развитие инфраструктуры к чемпионату мира по футболу в 2018 году, развитие Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов. В соответствии со сложившейся практикой такие проекты должны осуществляться по отдельному решению государства на принципах проектного финансирования. В зависимости от темпов и масштабов реализации этих проектов суммарный объём инвестиций в развитие железных дорог должен составлять ежегодно 1–1,5% ВВП. Понятно, что решить эту задачу единолично у ОАО «РЖД» даже при максимальном привлечении заёмных средств не получится. Крупнейшим инвестором в инфраструктуру должно быть государство. Дорогостоящие и не окупаемые для ОАО «РЖД» проекты развития железнодорожной инфраструктуры ему выгодны за счёт получаемого мультипликативного эффекта для всей экономики страны. Взаимодействие между государством и ОАО «РЖД» для обеспечения финансирования инфраструктурных проектов необходимо осуществлять на основе механизма регуляторного (сетевого) контракта.

– Можно ли наряду с различными формами государственного участия использовать и частный капитал?
– Для развития инфраструктуры в виде долгосрочных займов можно привлекать доходы от использования средств Фонда национального благосостояния, пенсионные накопления, находящиеся в управлении, средства страховых фондов и национальных институтов развития. Необходимо более активно переходить к использованию долгосрочных договоров с грузоотправителями, частью которых могут быть и инвестиционные условия. Это предложение компании нашло поддержку у руководства страны. В январе этого года в Кемерове было подписано соглашение между ОАО «РЖД», Внешэкономбанком и крупнейшими компаниями – пользователями услуг железнодорожного транспорта о долгосрочных условиях сотрудничества. А в начале июля текущего года премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании во Владивостоке дал поручение ряду федеральных министерств совместно с ОАО «РЖД» и системообразующими банками подготовить предложения по привлечению внебюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Кроме того, было поручено рассмотреть возможность привлечения средств на концессионных условиях.

– Имеется государственная программа по частичной приватизации ОАО «РЖД». Как будет проходить этот процесс? С какой целью это делается? Что даст положительного для отрасли продажа пакета акций ОАО «РЖД» в частные руки? Как это может сказаться на общем управлении компанией?
– Излишне напоминать, что ОАО «РЖД» относится к стратегическим предприятиям. И особенностью приватизации компании является то, что она одновременно является субъектом естественной монополии, а также исполнителем ряда значимых услуг по госзаказу. Таким образом, государство выступает по отношению к ОАО «РЖД» и как собственник акций, и как регулятор, и как заказчик услуг. Поскольку ОАО «РЖД» подвергается существенному регулированию со стороны государства, во многом результаты его деятельности зависят от качества соответствующих решений и наличия долгосрочных соглашений с государством, обеспечивающих стабильность деятельности. Чёткая и долгосрочная определённость этих условий, их нормативно-законодательное закрепление создаёт основу для привлекательности и позитивной оценки стоимости акций такой компании со стороны инвесторов. Пока ряд аспектов не урегулированы или урегулированы в недостаточной степени. К их числу можно отнести создание долгосрочного механизма индексации тарифов в регулируемых сегментах, в том числе с учётом инвестиционной составляющей; определение перечня услуг ОАО «РЖД», подлежащих тарифному регулированию; введение механизма «сетевого контракта». Пока эти решения не приняты, потенциальные инвесторы оценят акции ОАО «РЖД» ниже, чем если бы их продавали в условиях устойчивой регуляторной модели. Таким образом, государство, будучи заинтересовано в повышении инвестиционной привлекательности компании, возможно, активизирует решения накопившихся проблем.

– Каковы могут быть риски, связанные с приватизацией ОАО «РЖД»?
– Наш холдинг уже в течение последних 10 лет находится в состоянии реформирования и оптимизации внутренней системы управления. Поэтому наработан большой и неоценимый опыт. Все структурные изменения осуществляются максимально осторожно, продуманно, без допущения необратимых негативных последствий. Поэтому и принятие этого в буквальном смысле исторического решения должно осуществляться по тем же принципам.

– Какие вопросы функционирования и развития отрасли, как стратегические, так и тактические, вы бы выделили из общей массы в качестве приоритетных?
– К числу первоочередных задач относится улучшение качества обслуживания клиентов, создание новых продуктов и услуг, повышение надёжности, открытости и доступности компании для потребителей. Нужно продолжить реализацию мероприятий четвёртого этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте. К настоящему времени практически завершено формирование конкурентного рынка операторских услуг. Поэтому сейчас необходимо выработать технологии, отвечающие реалиям сегодняшнего дня, как с точки зрения безопасности, так и с учётом чёткого понимания последствий для технологической устойчивости и эффективности работы железнодорожного транспорта в интересах обеспечения развития экономики страны. Нужно выверенно подходить к реализации пилотных проектов создания локальных перевозчиков, особенно в условиях формирования Единого экономического пространства. Этот вопрос должен рассматриваться в контексте интересов и национального права каждой из стран – участниц ЕЭП, не допуская дестабилизации отлаженной работы системы. Необходимо продолжить реформирование в сфере пассажирских перевозок и обеспечить создание всех необходимых условий для работы на безубыточной основе, полного прекращения перекрёстного субсидирования и формирования минимально необходимых инвестиций для развития пассажирского комплекса, о чём много и правильно пишет «Гудок». Но какие бы задачи ни ставились, важнейшим фактором их реализации всегда был и остаётся человеческий капитал. Повышение квалификации работников, профессиональное совершенствование – вот что является реальной основой для роста производительности труда и адекватного повышения заработной платы.

– Каковы ваши пожелания труженикам стальных магистралей в канун Дня железнодорожника?
– Прежде всего хочу поблагодарить работников компании за преданность делу, за высокую ответственность перед пассажирами и клиентами и за тот большой труд, который мы вместе проделали в последнее время, чтобы справиться с последствиями экономических трудностей. Перед ОАО «РЖД» стоит много задач: ускорение технического перевооружения и реконструкции железнодорожного транспорта, внедрение новой техники и ресурсосберегающих технологий, создание благоприятных условий для высокопроизводительного и более качественного труда железнодорожников, реализация социальных программ. Но, конечно, чтобы эти замечательные планы воплотились в жизнь, в первую очередь все мы должны быть целеустремлёнными, добросовестными, инициативными людьми, готовыми идти в ногу со временем. Выражаю большую признательность ветеранам железнодорожного транспорта за постоянную поддержку в решении производственных задач и участие в воспитании подрастающего поколения!
С праздником вас, дорогие друзья! Желаем вам и вашим близким крепкого здоровья, благополучия, счастья, новых успехов в труде!

Беседовал Денис Виксне
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31