19 апреля 2021 21:13

Полосы поменять на шпалы

Исследователи предлагают перераспределить госинвестиции в пользу поездов



Государству предлагают сравнить экономику ряда пассажирских маршрутов на земле и в воздухе

Центр стратегических разработок намерен провести исследования по эффективности использования авиации и железнодорожного транспорта на определённых маршрутах. Однако уже предварительные данные показывают, что для оптимального развития рынка пассажирских перевозок было бы эффективно пересмотреть программу государственных инвестиций в этот сектор.

Как заявил руководитель президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, уже сейчас видна необходимость пересмотреть планы строительства дополнительных взлётно-посадочных полос в Московском транспортном узле. Речь идёт о новых полосах в аэропортах Шереметьево и Домодедово. «Пропускная способность существующих полос составляет всего 30% от европейских нормативов, и сконцентрироваться нужно не на строительстве, а на повышении этого показателя, – говорит Михаил Дмитриев. – Средства, предусмотренные для аэропортов, необходимо передать ОАО «РЖД», и это наша принципиальная позиция».

Сейчас в государственном бюджете предусмотрено на строительство новых полос 28 млрд руб. для Шереметьева и 14 млрд для Домодедова.

Ещё один резерв для железной дороги состоит в том, что для авиации маршрут Москва – Санкт-Петербург является убыточным, хотя авиакомпании по разным причинам не спешат отказываться от этого направления. Однако самолёты значительно ухудшают экономику проекта строительства высокоскоростной магистрали. Поэтому государство своим регулированием вполне могло бы оптимизировать расходы, выделяемые на поддержку авиации.

Исследователи полагают, что железная дорога потеряла неоправданно много пассажиров в последние годы, и сейчас проблема состоит в том, чтобы сохранить уровень в 270–280 млн пассажиров в год, для чего необходим комплекс мер государственной поддержки Федеральной пассажирской компании.

Для того чтобы снять наслоения из государственных и корпоративных дотаций, которые искажают себестоимость перевозок, предполагается выделить 10 линий, на которых работают как поезда, так и самолёты, и провести там скрупулёзный анализ расходов.
«В ФПК, к примеру, себестоимость расчётная, складывается из усреднённых показателей работы грузового и пассажирского локомотивов, в то время как в авиации всё точно высчитано, – говорит эксперт центра Владимир Егоркин. – Из-за этого и складывается впечатление, что железная дорога – это транспорт прошлого, неконкурентоспособный по экономическим показателям».

Как полагает начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Валерий Веремеев, со стратегией развития пассажирских перевозок в стране должны определиться прежде всего в Минэкономразвития. «Необходимо провести содержательную дискуссию о том, собирается ли министерство улучшать показатели транспортной доступности населения, делать более смелые сценарии по пассажирообороту и добиваться их реализации», – говорит Валерий Веремеев.

Сергей Плетнёв


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30