13 апреля 2021 13:18

Недоплатили

Споры о деньгах за сверхурочные часы работы доходят до суда


Статья стала победителем конкурса публикаций дорожных газет за июнь в номинации «Лучший аналитический материал»

Работники локомотивных бригад считают, что лишь два часа сверхурочной работы за месяц должны оплачиваться в полуторном размере, а остальные в двойном
В какой-нибудь «частной лавочке» существуют и «серые» зарплаты, и обман работников. Ни о чём подобном не может быть и речи в такой структуре, как ОАО «РЖД».

Здесь система оплаты труда прописана до последней цифры и буквы, всё строго учтено, работают суперсовременные компьютерные программы и специалисты, которые обязаны не допустить ни малейшей ошибки. Однако проблемы и недоразумения время от времени возникают.

Недавно машинист локомотивного депо Рыбинск подал иск в суд на Северную дорогу, просит признать недовыплаты по сверхурочным часам работы.

В редакцию обратился и один из помощников машиниста с тем же вопросом. По его мнению, в депо, где он трудится, нарушается пункт колдоговора, в котором сказано: оплата сверхурочного труда работников локомотивных бригад должна производиться в полуторном размере, если не превышает двух часов, и в двойном – всё то время, которое выходит за двухчасовые рамки. Обратившийся к нам полагает, что это правило систематически не соблюдается, поскольку, по его мнению, он перерабатывал куда больше, а двойной оплаты так и не видел.

Может, в депо действительно недоплачивают работникам локомотивных бригад? Или человек что-то недопонял, в чём-то не разобрался?

За разъяснением мы обратились к Светлане Журавлёвой, начальнику отдела оплаты и мотивации труда службы организации и оплаты труда Северной дороги.

Оплата труда локомотивных бригад складывается из ряда составляющих. Если зарплата большинства работников состоит из месячной тарифной ставки (должностного оклада) и премии, то машинисту и помощнику платят, кроме того, за техническую учёбу, следование пассажиром, ожидание следования пассажиром, работу на одиночно следующем локомотиве, сверхурочные часы и т. д.

Как по закону должны последние оплачиваться? Вопросов на эту тему в истории, оказывается, было немало. Нормы записаны ещё в Кодексе законов о труде, принятом в 1972 году. В 1989-м по этому вопросу принято окончательное решение. Госкомтруда СССР и ВЦСПС, рассмотрев предложения МПС и ЦК профсоюза, официальным письмом от 16.11.89 № 3264-ВГ установили порядок оплаты сверхурочных часов для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта с суммированным учётом рабочего времени (рабочих локомотивных бригад, сменных работников железнодорожных станций и других подразделений). Данное письмо не отменено до сих пор.

Имеет смысл разъяснить суть и смысл действия в рамках этого закона на расчётах, применяемых в ОАО «РЖД».

В соответствии со ст. 152 Трудового кодекса сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться колдоговором или иным нормативным актом.

В ОАО «РЖД» размеры оплаты часов сверхурочной работы определены Положением о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов ОАО «РЖД», утверждённым распоряжением правления от 18–19 декабря 2006 года № 40. В соответствии с пунктом 5.3 сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы – в двойном размере.

Согласно статье 99 Трудового кодекса, для работников с суммированным учётом рабочего времени сверхурочной работой является работа сверх нормального числа рабочих часов за учётный период.

Для работников с суммированным учётом рабочего времени филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» (локомотивные и поездные бригады, сменные работники) положением установлено, что в полуторном размере оплачивается время сверхурочной работы, которое не превышает двух часов за каждую рабочую смену по графику смен в данном учётном периоде, остальные часы отработанного сверхурочного времени оплачиваются в двойном размере.

Это значит, что в полуторном размере оплачиваются часы сверхурочной работы в количестве: число рабочих смен по графику, умноженное на два. Остальные сверхурочные часы оплачиваются в двойном размере.

Например, норма рабочего времени в июне – 159 часов. Машинист тепловоза, работающий по четырёхсменному графику, отработал 180 часов, из них 12 – в праздничный день. Графиком ему было установлено 15 рабочих смен. Количество сверхурочных часов составит: 180–12–159 = 9 часов, где: 12 часов – праздничные часы, оплаченные в соответствии с законодательством в двойном размере. Соответственно, оплате в двойном размере подлежат часы свыше удвоенного числа рабочих смен по графику, то есть свыше 30 часов (15 х 2 = 30). В данном случае все часы сверхурочной работы подлежат оплате в полуторном размере.

Вроде бы всё понятно, но почему возникают недоразумения? Потому, считает Светлана Николаевна, что работники локомотивных бригад считают, что лишь два часа сверхурочной работы за месяц должны оплачиваться в полуторном размере, а остальные в двойном, что неверно. Причин несколько: недопонимание трудового законодательства и недостаточная разъяснительная работа руководителей и специалистов депо. И это несмотря на то, что начальник дороги со специалистами кадрового и экономического блоков регулярно акцентирует внимание на необходимости как можно чаще встречаться с работниками предприятий.

Что касается иска, поданного машинистом из Рыбинска, то в принятии его сначала отказал Кировский районный суд Ярославля, затем и областной.

Подобные иски подаются регулярно в разных уголках страны. В редких случаях суды первой инстанции принимают сторону истца, но уже в судах второй инстанции эти решения отменяются. Не было ни одного выигранного дела.

Пожалуй, одной из причин появления подобных исков стало письмо Министерства здравоохранения и социального развития от 31 августа 2009 года, которое при неопределённости формулировок позволяет двойную трактовку. Истцы пытались использовать это письмо как аргумент в свою пользу, однако ни один суд не принял его во внимание, так как документ не является ни законом, ни внесением правок, ни подзаконным актом, а лишь разъяснительным письмом.

И, наконец, об оплате сверхурочных обратившемуся в редакцию помощнику машиниста. Согласно предоставленным им документам, все суммы рассчитаны правильно, расчёты соответствуют действующему законодательству.

Владимир Савичев,
корреспондент газеты
«Северная магистраль»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30