28 октября 2021 13:20

К рейсу готовы

Основатель династии Прудниковых Иван Дмитриевич начал работать в депо Брянск-2 после войны. Сначала на паровозах, а в 1964 году, когда на смену пришли электровозы, ему пришлось освоить и электрическую тягу. Но паровозы постоянно вспоминал добрым словом, привил к ним любовь сыну и даже успел заинтриговать ими внука.

Тонкостями работы деда восхищается Дмитрий Прудников: «Он рассказывал, что бывали случаи, когда из строя выходил клапан, находящийся внутри топки. Чтобы его поправить, приходилось насыпать уголь, чтобы сбить пламя в топке, обливаться водой и лезть в топку на несколько секунд».

В послевоенные годы работали по вызывной системе. На отдых машинисту давали 12 часов, а потом его могли вызвать в поездку.
«Вот приходит машинист домой – уставший, потный, грязный. Ещё не успеет отдохнуть, а за ним приходит специальный вызывальщик, телефона ж не было. Прудников-старший однажды ему и говорит: «Так ведь ещё 12 часов не прошло». А вызывальщик отвечает: «Пока ты до депо дотопаешь, все 12 и пройдут», – рассказывает бывший машинист, хранитель музея локомотивного эксплуатационного депо Брянск-2 Владимир Седачёв. По его словам, люди порой и домой-то не уходили, оставались в депо и ночевали. «Там диванчик стоял без подушек, обшитый дерматином. На нём всегда машинисты и спали. Я до сих пор помню запах этого дивана», – вспоминает музейщик.

На пенсию Иван Дмитриевич вышел в 1985 году, но всё равно работал в депо на пескосушильной машине. «В тепловозах и электровозах и сейчас применяется песочная система, чтобы лучше было сцепление колеса с рельсами», – объясняет его сын Владимир Прудников. Говоря об отце, он отмечает, что тот в коллективе особо не выделялся, но работал на совесть.

Скромность основателя династии и любовь к работе перенял его сын. Владимир ещё в юности решил стать машинистом, ведь семья жила около железной дороги, и училище было рядом. «Другого варианта, кроме как идти по стопам отца, просто не было», – отмечает Прудников-средний. Он стал машинистом уже в 23 года. В депо организовали конкурс среди молодых людей – помощников машинистов. По его условиям занявших первых три места брали в обкатку без очереди. Владимир тогда только окончил Курскую дортехшколу и получил права на вождение электровоза. Поэтому его призовое место не было случайностью.

В помощниках Владимир Прудников пробыл всего полтора года. В дортехшколе ему тоже повезло, когда попал в первую группу, изучавшую новые грузовые электровозы ВЛ80, которые в 1981 году начали поступать в депо. На локомотивах Прудников-средний проработал 30 лет.
«Отец – почётный железнодорожник, машинист первого класса, ветеран труда. У него есть знаки отличия «За полмиллиона километров безаварийной работы», «За миллион километров безаварийной работы», – перечисляет сын Владимира, Дмитрий, и тут же добавляет: «Когда я сам решил стать машинистом, он даже испытал гордость, что Прудниковы продолжат железнодорожное дело».

Дмитрий выбрал профессию ещё в школе. Пару раз отец брал его с собой в поездку, когда тот учился в шестом классе. Тогда на это нарушение смотрели сквозь пальцы, но после тех рейсов железнодорожная мечта и родилась. Практику будущий машинист проходил в локомотивном депо Москва-пассажирская-Курская на пассажирских электровозах, но в Брянском депо ему достались грузовые. От Брянска до Сухиничей он водит электровозы переменного тока ВЛ80, а от Сухиничей до Бекасово – ВЛ10, работающие на постоянном токе.
«Три года назад пришлось освоить управление электровозом ВЛ10, так как появился новый маршрут Брянск – Сухиничи – Бекасово. От Брянска до Сухиничей я еду на переменном, а в Сухиничах пересаживаюсь и еду до Бекасова на постоянном. Первый год было тяжело, электровозы хоть и одной серии, но модели разные. Сейчас уже привык», – признаётся Дмитрий.

У него есть одно большое профессиональное желание: освоить управление пассажирским электровозом. Ему интересно находить контакт с любой техникой. К тому же умение водить разные локомотивы – это гарантия того, что не останешься без работы.

Конечно, сейчас Дмитрий относится к работе без былой романтики. Он считает, что его труд осложнён тем, что у грузовых поездов нет графика движения. «На отдых – 16 часов, а потом нужно звонить нарядчику. Бывали случаи, что поезд должен пойти в два часа ночи, но его отменяют и назначают на восемь утра. Никогда точно не знаю, когда у меня следующая поездка, я должен быть к ней готов всегда», – качает головой машинист. Не знает он и того, как долго продлится поездка. Может быть, семь часов, а может быть, и 12, и того больше. В таком режиме он работает десятый год.

Жена относится к его непростому графику с пониманием. «Может быть, моя мама с ней поговорила, у которой в доме жили два машиниста», – смеётся Дмитрий. В семье его маму Елену назвали «дежурная по вокзалу».

Прудников-средний вспоминает связанный с женой случай: «Приехала однажды в гости сестра, а мы с сыном тогда в одной квартире жили. Он был помощником, а я – машинистом. Всю ночь звонил телефон: то одного сначала вызывали, а потом отменяли, потом другого точно так же. Жена ночью нас провожала и встречала – то одного, то другого. А сестра сказала: «Лена, ты живёшь как на вокзале! Как дежурная...»

Елена и сама железнодорожница, работает дефектоскопистом. «Познакомились, когда она ещё девчонкой была, школьницей, а потом окончила заочно железнодорожный техникум и сейчас работает в вагонном депо, проверяет колёсные пары», – говорит Владимир. По его словам, жена согласилась на то, чтобы старший сын стал машинистом, а вот младшего Евгения в эту стезю отдавать не разрешила. «Мама сказала: хватит машинистов в нашей семье, пусть и у меня будет наследник по моему делу. Вот Женя и стал вагонником, сейчас занимается ремонтом», – говорит Дмитрий. У него самого растут две девочки. Старшей почти семь, а младшей скоро три.

Пять лет назад Прудниковы построили для молодой семьи двухэтажный дом. Дмитрий с удовольствием об этом рассказывает: «План сами рисовали. Вчетвером. Отец, тесть, брат и я. Сперва делали макет из спичек, карандашей и пластилина. Сейчас уже думаю, что сделал бы по-другому. Можно было бы и проще реализовать идеи».

Светлана Казанцева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31