21 апреля 2021 17:21

Хозяин для тепловоза

Использовать преимущества персонально закреплённых локомотивов



В этом году Горьковская дирекция тяги получит пять новых тепловозов ТЭП70БС. Это позволит избавиться от дефицита локомотивов для пассажирских поездов по крайней мере на одном из имеющихся на дороге рокадных направлений. На нём мы планируем вернуться к технологии закрепления конкретных тепловозов за ответственными локомотивными бригадами.

Роман Матвеев, начальник отдела организации работы локомотивных бригад Горьковской дирекции тяги
В прошлом содержание тягового подвижного всегда базировалось именно на таком принципе, начиная ещё с первых паровозов. Достоинства очевидны: бригада прекрасно знает особенности своей машины, её «болячки», ухаживает за ней, зная, что завтра работать именно с этим локомотивом. И состояние техники от этого лучше, и сбоев в управлении случается меньше.

Но когда началось массовое внедрение электровозов и тепловозов, от этой практики отказались, и приёмка локомотивов стала обезличенной.

Парк магистральных тепловозов стареет, обозначился его общий дефицит. Это главные причины, не позволяющие вернуться к хорошей традиции. Но почему бы не попробовать это сделать на направлении, где новой техники будет достаточно? Тепловоз, в отличие от электровоза, имеет ярко выраженные «личностные» свойства с индивидуальными достоинствами и недостатками. Если их знает локомотивная бригада, а машинист несёт индивидуальную ответственность за техническое состояние машины, то успех, считаю, обеспечен.

Конечно, локомотивные бригады передают друг другу тепловозы в чистоте и опрятности, да и современные технологии техосмотра при передаче машины эффективны, но недостаточны. Ведь не удаётся же на сети полностью избежать отказов и возгораний на тепловозах. А причин возгорания обычно две. Это задымление слабых контактов в релейно-контакторной схеме из-за перегрева и попадание масла в систему выхлопа отработанного топлива. Кстати, последнее может вызвать возгорание сухой травы. При проверке случаев воспламенения в зоне отвода на участках с тепловозным движением локомотивные бригады рискуют остаться в незавидной роли виновных, хотя всегда закрывают в поездке дренажный вентиль. Но если он неисправен, то выявить это бригаде за одну поездку не удаётся. Приходится надеяться на то, что это заметят при техобслуживании, которое бывает дважды в год.

Но если тепловозы будут закреплены, то ответственный машинист получит возможность наблюдать поведение машины и письменно докладывать руководству о её технологических недостатках. Бригада будет ухаживать за тепловозом и следить уже не только за чистотой, но и за технической исправностью, знать досконально возможные «узкие места» закреплённого локомотива. Отказов станет значительно меньше.

Сейчас мы выбираем такой пилотный участок, на котором можно вернуть старую наработку. Для этого надо полностью обеспечить его закреплёнными тепловозами. А потом сравнить результат с тем, что получается у соседей. Возможно, таким участком станет линия Казань – Ульяновск с несколькими пассажирскими и пригородными поездами.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30