16 июня 2021 14:09

Поиск решений

Региону в одиночку не справиться с падением мировых цен на экспортные грузы



Из-за падения мировых цен на уголь и металлы в Кемеровской области крупнейшие грузовладельцы могут сократить объёмы погрузки.

Уже сейчас Кузбассу приходится работать в сложной экономической ситуации.

Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области
Сталь в мире выпускают 66 стран. Как и прежде, лидирует Китай: здесь производится половина всей стали в мире – почти 700 млн тонн. Россия на пятом месте. Идёт рост производства стали в Японии, Германии, Южной Корее. Фактически произошло мировое перепроизводство. Излишки стали составляют 205 млн тонн. В результате цена на неё снижена на 25–30% к уровню прошлого года.

Алюминия в мире производится 40 млн тонн в год, из них половина опять в Китае. Мировой рынок перенасыщен. 12 млн тонн алюминия лежит на складах.

Цены на уголь на мировом рынке упали практически на 40% к уровню прошлого года, по сути, приходится продавать его ниже себестоимости. К тому же довольно тёплая зима привела к тому, что на складах в Кузбассе скопилось 13 млн тонн угля. При этом мы с начала года увеличили погрузку более чем на 2%, отправив почти 100 млн тонн.

Существует опасность того, что вывозить топливо и металл будет попросту некуда. Собственники подвижного состава могут начать отставлять свои вагоны от погрузочных станций. Таким образом, маршрутизация, за которую мы так долго боролись, вполне может покачнуться.

И отношения с частными операторами стать напряжёнными.

К сожалению, цены на уголь и металл – не единственное обстоятельство, которое может в скором времени тормозить погрузку. Несмотря на то что Кузбасс 90% грузов перевозит по железной дороге, в стоимости нашего угля тарифы составляют уже более половины, и они продолжают расти. А ведь кузбасская экономика завязана на 85 стран. Если в ближайшее время не решить эту проблему, наши угольщики и железнодорожники по финансовым причинам замедлят развитие подъездных промышленных и магистральных станций, общих подъездных путей и парков. Встать может и расшивка проблемных мест на сети. Тогда произойдёт цепная реакция, которая совсем не вписывается в долгосрочные стратегии развития ни угольной промышленности, ни ОАО «РЖД».

Отчасти проблему высоких цен на Западе и на Востоке могут решить внутрироссийские перевозки в рамках подготовки к зиме. Но эти перевозки значительно дешевле экспортных.

Стабилизировать поставку металла за рубеж мы планируем за счёт производства 100-метровых рельсов для высокоскоростных магистралей, которые будут покупать не только наши железнодорожники, но и японские, китайские партнёры, страны Западной Европы. Их начнут производить на ОАО «ЕВРАЗ Объединённый Западно-Сибирский металлургический комбинат» уже с начала будущего года.

Большая надежда на создание в нашем регионе нового дивизиона «Железнодорожный прокат». Это объединение экономических усилий с Нижнетагильским меткомбинатом, чтобы вместе выстоять в условиях нестабильности на мировых рынках. Заключив экономический союз, оба комбината – ЕВРАЗ ЗСМК и Нижнетагильский – будут действовать вместе на железнодорожных рынках. То есть будет создан единый центр продаж на оба комбината, единый центр закупок и единый центр контроля за качеством. Причём центр управления этим рельсовым дивизионом будет в Новокузнецке.

Однако нужно признать, что на региональном уровне сложившуюся ситуацию решить будет непросто. Поэтому на днях я попросил поддержки на государственном уровне у президента страны.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31