16 апреля 2021 17:21

Наука имитации

Рентабельность перевозок оценят по новой методике



Разработка ИПТ позволяет более точно определять источники затрат

Институт проблем транспорта Российской академии наук разработал и предлагает к применению новую методику расчёта перспективных путей инфраструктурного развития и рациональной организации перевозок.

Как рассказал директор института Олег Белый, методика создана на основе применения ситуационного моделирования и анализа данных, полученных по итогам исследований лабораторных имитаций перевозочных процессов. Но они соответствуют условиям, существующим на реальных полигонах сети.
«Мы закладываем в наши программы все существующие условия, при которых выполняются перевозки, – сказал Олег Белый, – технологические, технические, временные и административные параметры, влияющие на движение поездов. Вводится информация о текущем использовании грузовой базы на полигоне, потенциальных новых точках зарождения грузопотоков и возникающих требований по их притяжению на железную дорогу.

На основе данных за счёт моделирования различных ситуаций можно составить программы развития инфраструктурного хозяйства. Появляется возможность более точно, чем при использовании ранее применявшихся методик расчётов, обозначить источники непроизводительных затрат в работе всех участников рынка перевозок и пути их устранения».

Более того, методика помогает указать на возможности повышения рентабельности перевозок как за счёт внедрения новых логистических технологий и схем организации движения, так и за счёт инфраструктурного развития.
«Такие расчёты уже сегодня можно выполнять по существующим транспортным сетям, не выходя из кабинета, – считает глава института, – с помощью соответствующего компьютерного и программного обеспечения. Конечно, подобные программно-аппаратурные комплексы стоят дорого, так же как и оплата работ по имитационному моделированию требует затрат. Но данные, которые предоставляет новая методика, во-первых, всё равно обходятся заказчику намного дешевле, чем исследования по «методу проб и ошибок», а во-вторых, они точнее, потому что одновременно идёт анализ всех факторов и просчёт всех возможных последствий их взаимного влияния друг на друга».

Заместитель генерального директора ОАО «НИИАС» Игорь Розенберг говорит, что методика расчётов оптимальных путей развития транспортной инфраструктуры и выработки рациональных перспективных схем управления грузопотоков сама по себе не нова. Но до сих пор не использовалась в практических исследованиях.
«Пока мы имели дело лишь с теоретическим обоснованием возможности применения метода имитационного моделирования, – отметил он. – Это обусловлено значительным объёмом факторов, требующих учёта при построении модели, сложностью выработки алгоритмов, позволяющих достоверно просчитывать все возможные варианты и последствия их взаимодействия, высокими требованиями к аппаратурному и программному обеспечению и квалификации персонала, выполняющего данные работы. Поэтому применение предлагаемой институтом разработки возможно при определённых условиях. Во-первых, после всестороннего её изучения специалистами, имеющими опыт работ в практических исследованиях. И во-вторых, по крайней мере на начальном этапе, – на локальных, желательно малодеятельных, полигонах, чтобы минимизировать издержки и иметь возможность максимально формализовать исходные данные для расчётов».

Начальник департамента технической политики ОАО «РЖД» Александр Назаров согласился с тем, что говорить о массовой замене существующих технологий развития сети и выработки рациональных схем организации движения поездов на предложенную методику имитационного моделирования пока рано.
«Чтобы приступить к её системному использованию, мы должны иметь на руках хотя бы предварительные практические результаты в виде конкретных подсказок по улучшению организации движения и инфраструктурного развития, – сказал он. – В целом направление работ институт выбрал правильное и соответствующее общей концепции применения методик математического моделирования и анализа возможных схем развития железнодорожной отрасли, которые, в том числе, активно используются и соответствующими подразделениями ОАО «РЖД». Но научная новизна предлагаемых нам разработок должна подтверждаться и их практической значимостью».

Леонид Григорьев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30