13 апреля 2021 20:23

Уехали от реестра

Суд удовлетворил апелляционную жалобу ОАО «ТрансКонтейнер» к ФАС

Девятый арбитражный апелляционный суд признал недействительным приказ Федеральной антимонопольной службы о доминирующем положении ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД» на рынке погрузочно-разгрузочных работ.

В своём отчёте ФАС учла только погрузку в местах общего пользования
У этого судебного разбирательства долгая история. Сначала ФАС включила своим приказом ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД» в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке погрузочно-разгрузочных работ с универсальными контейнерами и услуг по хранению универсальных контейнеров, выполняемых в местах общего пользования, с долей в размере более 50%. Компании обжаловали решение в Арбитражном суде Москвы. Однако там получили отказ в требовании признать приказ ФАС недействительным.

Суд апелляционной инстанции подтвердил позицию оператора, согласно которой аналитический отчёт о рынке, составленный ФАС, подготовлен с нарушением требований законодательства.
«ОАО «ТрансКонтейнер» изначально считало приказ ФАС незаконным и не отражающим фактическое положение ОАО «ТрансКонтейнер» на рынке погрузочно-разгрузочных работ с универсальными контейнерами и услуг по хранению универсальных контейнеров. Имеющийся перечень нарушений, который был допущен ФАС в ходе подготовки аналитического отчёта, суд обоснованно посчитал достаточным для признания приказа недействительным», – отметил директор по правовым вопросам и управлению имуществом Виктор Марков.

В суде выяснили, что при исследовании ФАС рынка, который выступил предметом спора, рассматривались только места общего пользования. Там действительно работы выполняют только ОАО «РЖД» и ОАО «ТрансКонтейнер». Но ФАС не был принят во внимание рынок на местах необщего пользования, где выполняется основная часть операций с контейнерами. Согласно транспортному законодательству грузоотправитель имеет право по своему усмотрению отправить груз как на места общего пользования, так и необщего (подъездные пути, например). Поэтому единый рынок погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами и услуг по хранению контейнеров на железнодорожном транспорте нельзя разбивать на отдельные сегменты.

В апелляционной инстанции определили, что аналитический отчёт ФАС содержит и другие нарушения. В частности, в нём неверно установлены продуктовые границы товарного рынка. Поэтому в отчёте не было полной и объективной информации обо всех хозяйствующих субъектах, недостоверно определён объём товарного рынка. Кроме того, многие выводы, содержащиеся в отчёте, не подтверждены документально.

Начальник отдела правового сопровождения общехозяйственной деятельности ОАО «ТрансКонтейнер» Дмитрий Русаков сообщил «Гудку», что в случае отказа в удовлетворении жалобы в ДААС компании пришлось бы продолжать процесс.
«Включение в реестр доминирующих субъектов накладывает на юридическое лицо дополнительные обязанности по предоставлению в ФАС отчётности. Кроме того, в случае включения в реестр антимонопольным органам уже не надо в дальнейшем устанавливать и доказывать доминирование на этом рынке, а можно сразу возбуждать дела и привлекать такую компанию к ответственности. По этой причине нам было важно выиграть дело», – отмечает Дмитрий Русаков.

Для РЖД отстоять позицию было не менее важно, чем для оператора, рассказал заместитель начальника правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев.
«Приказ ФАС налагал на нас определённые обязательства – отметил он. – Это не является указанием на нарушение закона и не является чем-то угрожающим для нас. Но включение в реестр в качестве лица, занимающего доминирующее положение на определённом рынке, переводит из одного типа регулирования в другой, более жёсткий. Например, если бы приказ ФАС не был отменён и ФАС усмотрела бы в действиях ОАО «РЖД» признаки нарушения каких-то норм антимонопольного законодательства, то службе не понадобилось бы вновь проводить исследования рынка».

Закрепление доминирующего положения за ОАО «ТрансКонтейнер», по мнению партнёра юридической компании «Налоговик» Дмитрия Липатова, непосредственно повлияло бы на тарифы и операционную деятельность компании.
«Доминирующим субъектам не позволяется устанавливать монопольно высокие или низкие цены на свои услуги, – заявил он «Гудку». – При нарушении этого запрета ФАС может взыскать с компании крупные штрафы, привязанные к выручке. На ценообразовании это сказалось бы непосредственно. Статус доминирующего субъекта обязывает компанию лишь мотивированно повышать стоимость своих услуг, в противном случае такое повышение квалифицируется законодательством как установление монопольно высокой цены».

Например, если бы в ОАО «ТрансКонтейнер» не повысилась зарплата и не выросли тарифы на электроэнергию, но при этом стоимость услуг компании подорожала, это послужило бы основанием для возбуждения дела по факту нарушения закона «О защите конкуренции».
«Статус доминирующего хозяйствующего субъекта несёт и иные ограничения, – рассказывает эксперт. – Запрещается навязывать своим контрагентам условия, экономически или технологически не обоснованные, не выгодные или не относящиеся к предмету договора. А таковой может быть признана плата за сопутствующие услуги, если они не входят в предмет договора между организатором перевозок и клиентом. Но в транспортном бизнесе редко встречается навязывание необоснованных условий. Это больше свойственно для сферы ритейла, когда за доступ на торговые полки сети требуют заключения соглашения на оказание маркетинговых услуг. Но сам статус доминирующего субъекта даёт повод ФАС придираться к условиям договоров с клиентами компании, что вряд ли понравилось бы менеджменту».

Включение в реестр в качестве доминирующего субъекта на рынке погрузки, разгрузки и хранения контейнеров ОАО «ТрансКонтейнер» не грозит, считает руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук.
«Если речь идёт о рынке перевалки и хранения контейнеров, то с учётом мест необщего пользования занятие ОАО «ТрансКонтейнер» рынка более чем на 50% маловероятно. В то же время возможно доминирование компании на локальных рынках, в регионах с небольшими объёмами услуг и неразвитой терминальной сетью», – говорит Владимир Савчук.

Азалия Идрисова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30