21 октября 2021 17:32

Нужный режим

Локомотивные бригады следует мотивировать к применению рекуперативного торможения

Подведены итоги эксплуатационного эксперимента на участке Тайга – Мариинск Западно-Сибирской дороги, которые убедительно доказали высокую эффективность применения рекуперативного торможения на двухпутных магистралях.

Эксперимент доказал эффективность рекуперации
Рекуперация применяется не одно десятилетие. Её эффективность доказана на однопутных участках постоянного тока, на которых установлены инверторы, преобразующие постоянный ток в переменный. Однако, что касается двухпутных участков постоянного тока и где нет инверторов, многие специалисты к рекуперации относились скептически, считая, что иного толка от неё, кроме как повышение эффективности торможение поезда, нет, электроэнергия при этом не экономится, а расходуется.

Участок Тайга – Мариинск с холмистым профилем пути, все эксплуатируемые на нём машины имеют систему рекуперативного торможения, и он находится на границе полигонов постоянного и переменного токов, что обеспечило совпадение плеч обслуживания локомотивных бригад с границами экспериментального участка и, как следствие, минимальную погрешность при определении разницы между расходами электрической энергии на тягу поездов по счётчикам тяговых подстанций и подвижного состава.

В результате эксперимента выяснилось следующее. Удельный расход электроэнергии на тягу поездов по счётчикам подстанций с применением рекуперации составил 112,8 кВт/ч на 10 тыс. тонно-километров, а без рекуперации – 125,4 кВт/ч. Иными словами, рекуперация позволила сберечь 11,2% электроэнергии. По счётчикам локомотивов благодаря рекуперации сберегли 15,3% электроэнергии.

Как пояснил «Гудку» старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, данные можно считать уникальными. Они позволяют не только снять ограничения на применение рекуперации на всей сети, но оказывать максимальную поддержку и стимулировать применение этого режима. Он важен и с экономической, и с технологической точки зрения. Например, в скоростных поездах, и в «Сапсане» в частности, рекуперативная тормозная система используется как основная, а пневматическая – как вспомогательная.

Эксперимент также показал, что есть и проблемы, к примеру, нереализованная энергия рекуперации. На некоторых участках при применении рекуперативного торможения повышается напряжение в контактной сети, что отрицательно сказывается на электровозах ЭП2К. Этим, в частности, вызваны некоторые ограничения применения рекуперативного торможения на участке эксперимента.

Есть также проблема регулирования напряжения в сети постоянного тока при применении рекуперативного торможения.

Эксперимент на Западно-Сибирской позволил уточнить программу создания постоянно действующего полигона на участке от станции Чепца до Екатеринбурга-сортировочного по исследованию применения рекуперативного торможения и повышению эффективности использования электрической энергии на тягу поездов, разрабатываемую на Свердловской дороге, а также Омским и Уральским университетами путей сообщения.

Как отметили в Екатеринбурге, работа по созданию полигона, где будет исследоваться применение рекуперативного торможения, идёт активно. Уже готовы локомотивы и локомотивные бригады, которые будут здесь работать.

Рекуперативное торможение широко применяется на электровозах, электропоездах, современных трамваях и троллейбусах, где при торможении электродвигатели начинают работать как электрогенераторы, а вырабатываемая электроэнергия передаётся через контактную сеть либо другим электровозам, либо в общую энергосистему через тяговые подстанции.

Владислав Кукреш
Евгения Мусихина


Как проходил эксперимент
    Первые трое суток расход электрической энергии по счётчикам тяговых подстанций и подвижного состава, а также тонно-километровая работа в границах участка определялись в нормальном эксплуатационном режиме с полным применением рекуперации. На следующие трое суток всем локомотивным бригадам на этом участке было запрещено применять рекуперацию. Все дни эксперимента были практически идентичными по выполненной работе, погодным условиям, количеству прошедших по участку поездов.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31