22 апреля 2021 01:52

Хрупкие кувалды

Низкая цена не должна быть критерием при выборе инструмента

В компании намерены решить проблему некачественного инструмента до конца этого года.

О качестве инструмента советских лет ходят легенды
Затронутая «Гудком» в номере от 26 июня этого года проблема некачественного инструмента всколыхнула сеть. А на днях старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович провёл расширенное совещание по этой проблеме. В нём участвовали специалисты разных подразделений – от центральных дирекций инфраструктуры и по ремонту пути до снабженцев.

С 7 июня по 13 июля на сети прошло около 13 тыс. проверок инструмента. Результаты неутешительные. Выявлены серьёзные недостатки: инструмент совсем не таков, каким должен быть по заявляемым характеристикам. Да и в целом количество инструмента явно не соотносится с требованиями технологии работ. «Орудий труда» не хватает – в наличии есть только 80% того, что необходимо. Ситуация с поставками не легче: из заявленных на первое полугодие 162,7 тыс. единиц инструментов в структурные подразделения поступило только 68%. При этом десятая часть поступившего даже не имеет сертификатов соответствия.

По результатам проверок выяснилось, что наибольшая нехватка слесарного инструмента ощущается на Западно-Сибирской, Красноярской и Дальневосточной дорогах. В полном объёме инструмент получен лишь на Свердловской. Самый низкий процент выполнения заявок за первое полугодие дирекциями материально-технического обеспечения «Росжелдорснаба» на Красноярской (34%) и Восточно-Сибирской (43,5%).

Особая ситуация в хозяйстве пути. В ходе проверок выяснилось, что путейский инструмент поступает на дистанции пути, как правило, низкого качества, а металл, применяемый для изготовления инструмента из низкоуглеродистой стали, мягкий или легко крошится. Ломы гнутся, захваты под костыль ломаются. А спросить за брак не с кого: на инструментах нет клейма завода-изготовителя, поэтому определить, когда и где он изготовлен, невозможно. В таком случае избежать повторного поступления того же самого некачественного инструмента практически невозможно.

Особое внимание на совещании уделили путейским совковым лопатам. Казалось бы, при их производстве сложно допустить какие-либо просчёты. Однако у такого простого инструмента рекордно короткий срок службы.

По собственной информации «Гудка», те путейцы, которые выезжали в места природных катастроф на Северо-Кавказской, чтобы помочь в проведении восстановительных работ, своими «традиционными» лопатами пользоваться не стали. Они заблаговременно купили лопаты в стороннем магазине в обход ООО «Желдорснаб». Иначе, как поговаривают опытные работники, им не удалось бы с необходимой эффективностью разгребать завалы, оставленные наводнением.

Оценивая ситуацию, начальник Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры Александр Гришов отметил, что по лопатам поправить положение в путевом комплексе компании всё-таки удалось: по крайней мере, проблема решается, другое дело – остаются вопросы к прочему инструменту. Он также рассказал о том, как можно улучшить качество инструмента.
«Следует мотивировать поставщика, например, используя опыт «Дойче Бана». У немцев выстроена система санкций. Если приходит некачественный инструмент, поставщик обязуется полностью заменить его, причём бесплатно, – отметил Александр Гришов. – Если второй раз приходит некачественный товар, с таким поставщиком навсегда прерываются все взаимоотношения. Я не говорю, что буква в букву нужно следовать такому принципу, но система санкций необходима».

Испытания и лабораторный контроль инструмента никто не проводит. Оценивают товар лишь визуально. Согласно же имеющимся документам оценка на глаз ни разу не выявила бракованного орудия труда.

Например, в июне из локомотивного депо «Южный Урал» в Челябинске направили в дорожную химико-технологическую лабораторию на исследование партию пришедшего в негодность слесарного инструмента. Анализ показал, что молотки не соответствуют ГОСТу по твёрдости, их микроструктура не стальная, а характерная для серого чугуна, ключи с большим количеством шлака, плоскогубцы ломаются. В 2011 году на Северную дорогу пришли 158 кувалд, изготовленных из чугуна, а это прямое несоответствие ГОСТу. Список можно продолжить.

На дорогах бытует мнение, что виноват классификатор материально-технических ресурсов «Росжелдорснаба», по которому обычно и заказывают инструмент. В него вносится всё подряд: от действительно качественной продукции до заведомо негодных изделий. В таком разнообразии легко потеряться. Как вариант решения проблемы – «Росжелдорснаб» должен через метрологические службы проверять качество и соответствие хотя бы отдельных партий инструментов. Также диалог с потребителем нужно избавить от формализма, а то он такой запутанный и долгий, что порой дорожному мастеру для экономии времени и денег проще заказать другую отвёртку.

В «Росжелдорснабе» утверждают, что всесторонний охват в классификаторе нужен, чтобы легче ориентироваться в мире инструмента. Также начальник Управления информатизации и связи Дмитрий Бычков пояснил «Гудку», что процедура сообщения о поставках бракованной продукции не так уж и сложна, как может показаться на первый взгляд. Достаточно написать письмо в произвольной форме и направить по электронной почте. При поступлении информации о некачественной продукции в классификатор тут же будет внесена пометка «к покупке не рекомендовано».
«Вся проблема некачественного инструмента в том, что его заказывают из желания сэкономить. На дорогах популярно то, что подешевле», – пояснил Дмитрий Бычков. При этом он согласен, что совершенствовать классификатор нужно, например,сопровождать товар фотоснимками.

Как отметил Валентин Гапанович, важно проблему бракованного инструмента решить до конца – «до нового года надо снабдить всех рабочих качественным инструментом». Как одно из направлений решения проблемы могло бы стать ежегодное награждение лучших поставщиков.

Решение вопроса с инструментом взял на контроль первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов.

Владислав Кукреш


Справка «Гудка»
    Проверка, в частности, показала, что в первом полугодии 2012 года списано и возвращено 17,4 тыс. ед. инструмента, на рабочих местах выявлено использование 27,7 тыс. неисправного инструмента. При этом рекламационно-претензионная работа структурными подразделениями проводится на низком уровне (в первом полугодии 2012 года подано 302 рекламации). Большинство претензий остаются на уровне устного общения.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30