15 апреля 2021 19:33

Каждый рубль бережёт

Потребители ограничивают себя в повседневных тратах

Повседневные траты наших сограждан растут самыми медленными за последние пять лет темпами. В июне реальные расходы населения по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году с учётом инфляции выросли всего на 1,5–2%, подсчитали специалисты исследовательского холдинга «Ромир».

Поход в кафе становится непозволительной роскошью
Сильнее всего потребительские расходы снизились в городах-миллионниках: по сравнению с маем они уменьшились на 8%. «Темпы роста потребительской активности снижаются, она показывает лишь незначительное увеличение. На фоне прошлых лет, когда рост составлял 10–12%, фиксируется её чрезвычайное замедление», – замечает ведущий эксперт холдинга «Ромир» Игорь Березин. Причины, по его словам, лежат на поверхности – снизился рост экономики и доходов населения. «К этому добавилась нервозность – за два месяца курс доллара упал на 15%, фондовый рынок – на 20%. Плюс заявления чиновников, что экономику ждут трудные времена», – перечисляет он. Такие факторы и приводят к сдержанности в тратах.

Эти данные подтверждают и исследования «Левада-центра»: в первый месяц лета индекс потребительских настроений упал на 10% по сравнению с маем. «Надежды хотя бы на скромный рост потребительских настроений, которые зародились в мае, в июне не только не оправдались – появились опасения формирования отрицательного тренда. Июньское ухудшение потребительских настроений затронуло все основные социально-демографические группы населения, хоть и в разной степени», – отмечает руководитель отдела изучения уровня жизни «Левада-центра» Марина Красильникова.

Тренд спада потребительского настроения подтверждает и индекс «Кофе с молоком», рассчитываемый по динамике цен и объёмам потребления кофе, молока, бутилированной воды и шоколада. Эти продукты не входят в список первой необходимости и являются, по сути, набором «простых удовольствий», отражающим экономическую уверенность россиян. Этот «индекс маленьких радостей» в этом году резко упал: –8% против –5,5% в 2011-м и –1,5% в 2010 году. В Москве этот показатель и вовсе упал сразу почти на 10%.

Эксперты единодушно отмечают, что потребители стали тщательнее оптимизировать свои повседневные расходы, выбирая наиболее выгодную цену. И если раньше такое поведение было характерно преимущественно для средне- и малообеспеченных групп населения, то теперь экономный стиль потребления охватил и граждан с высоким уровнем семейных доходов (свыше 25 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи).

Анна Родионова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30