11 апреля 2021 04:45

Зелёная альтернатива

Учёные проанализировали возможность применения на тепловозах экологически чистого топлива

Сотрудники Омского государственного университета путей сообщения исследовали физико-химические свойства метиловых эфиров жирных кислот рапсового масла.

Это биотопливо наиболее близко по своим характеристикам к углеводородному дизельному горючему. Для его получения используют рапсовое масло, прошедшее две стадии очистки.

Как показали эксперименты, температура такого топлива составляет 56 градусов (у дизельного горючего – 60), а застывания – минус 8 градусов (у дизельного горючего – минус 10). А содержание серы в нём составляет всего 0,02%, что в 10 раз меньше, чем у углеводородного топлива, получаемого из нефти.

Учёные сибирского вуза также установили, что при полном сгорании биотоплива в результате реакций углерода и водорода с кислородом воздуха будут образовываться в основном углекислый газ и водяной пар.

Благодаря этому во время работы биодизеля на 23% снижается дымность отработанных газов, окиси углерода выделяется на 7,2% меньше. То есть горючее из рапса гораздо экологичнее применяемого в настоящее время моторного топлива.

Кроме того, специалисты Омского университета выяснили, что при впрыскивании в цилиндр двигателя альтернативного топлива угол рассеивания струи горючего и её боковая поверхность заметно сокращаются.

В свою очередь, метиловые эфиры рапсового масла увеличивают средний диаметр капель горючего и уменьшают угол рассеивания топливного факела.

Всё это снижает количество испарившегося горючего за период задержки воспламенения, что способствует более «мягкой», а главное, экономичной работе двигателя.

В ходе исследования учёные определили, что если в нашей стране будет развиваться агропромышленный сектор, занятый выращиванием и переработкой рапса, то проблем с поставкой подобного топлива для нужд железнодорожного транспорта не будет.

Проведённые специалистами ОмГУПСа предварительные расчёты подтвердили, что с каждого гектара пашни, засеянного этим растением, из его зелёной массы можно будет получать горючее, по энергетической ценности соответствующее примерно 110 литрам обычного дизельного топлива.

По мнению сотрудников вуза, с учётом постоянного ужесточения норм на токсичность выхлопных газов альтернативное биотопливо имеет хорошую перспективу для применения во многих отраслях отечественной экономики, в том числе и на железнодорожном транспорте.

Андрей Стрельцов
Омск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30