11 апреля 2021 22:24

К новому призыву на БАМ готовы



Заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров предложил остановить процесс оттока населения с Дальнего Востока, реализуя крупные проекты. И ключевую роль, по его мнению, могут играть транспортные и энергетические.

Вчера на своей пресс-конференции Вячеслав Штыров назвал непрекращающийся отток населения с Дальнего Востока одной из главных проблем региона. Между тем порядка 30% выпускников вузов в европейской части страны готовы переехать на Дальний Восток и в Восточную Сибирь, если бы там начались крупные и социально значимые проекты, вроде строительства второго БАМа. Нужны и условия для повышения уровня жизни. Если в советское время там проживали свыше 20 млн человек, то сейчас осталось немногим более 6 млн. Как показывают социологические опросы, молодёжь здесь не видит перспектив карьерного роста и возможности получения жилья.

Правительство сейчас активизировало работу по развитию региона – создано профильное министерство, возобновлена работа Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, которую возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Как полагает Вячеслав Штыров, развитие этого региона должно предусматривать одновременную реализацию 20–25 крупных проектов. Это строительство транспортных и энергетических коммуникаций со стороны государства, а бизнес построит предприятия в горнодобывающей отрасли, конкурентоспособное производство в судо- и авиастроении, в сельском хозяйстве. Все проекты предусмотрены в различных программах по развитию этого макрорегиона, но их необходимо объединить одной стратегией.

Условия экономической деятельности в этом регионе должны отличаться в лучшую сторону от тех, что действуют в других. «Речь идёт о льготном режиме налогообложения, создании особых экономических зон, получении разрешений на строительство, упрощение таможенных процедур», – считает Вячеслав Штыров.

Специалистам государство должно субсидировать строительство жилья, дать возможность получить землю, а материнский капитал на Дальнем Востоке можно давать не за второго, а за первого ребёнка. К большим затратам льготы не приведут, поскольку сейчас вклад региона в общий бюджет всего 2–4%. Этой потери никто не заметит. Совет Федерации намерен настаивать на таком режиме экономической деятельности.

По расчётам экспертов, в инфраструктуру государство должно вложить порядка $200 млрд в ближайшие 15 лет. Как сообщил в начале июля на заседании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, компания намерена создать вторые пути на БАМе, модернизировать Транссиб, создать соединение с Южной Кореей, усилить подходы к портам и обновить тяговый подвижной состав. Для решения последней проблемы глава компании попросил у правительства субсидировать лизинговую ставку, как это предусмотрено для авиации. На БАМ необходимо 737 млрд руб., на Транссиб – 181 млрд, и сейчас правительство думает, каким образом можно взять необходимые средства на развитие инфраструктуры.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30