19 апреля 2021 03:46

На дальний полустанок

Бизнес-интересы не должны идти вразрез с социальной ответственностью

При выделении Железнодорожной торговой компании как самостоятельной «дочки» экономисты рассчитали её жизненный срок – не более полутора лет. Отмечая пятилетний юбилей, мы продолжаем отстаивать своё место на рынке.

Игорь Легостаев, генеральный директор ОАО «ЖТК»
В нашем уставе, как у любой коммерческой организации, определена задача – получение прибыли. Но сами мы считаем, что на самом деле она заключается в снабжении товарами железнодорожников и членов их семей, проживающих в отдалённых регионах, в том, чтобы накормить людей качественно и недорого там, где любой коммерсант даже представить не может свою деятельность. Вопреки убыткам мы оставляем точку на той территории, где в пределах нескольких станций нет магазина. Бывает, что она обслуживает всего 20 человек из пяти домов, но предоставляет им минимальный набор товаров первой необходимости. В некоторые столовые и магазины завоз до сих пор происходит гужевым транспортом. Используем и вагон-развозку: есть магазины и столовые на разъездах и станциях, в частности на Северной дороге, где такого рода доставка практически безальтернативна, что нам очень недёшево обходится.

С точки зрения разумного ведения бизнеса, такой подход едва ли можно назвать оправданным. А между тем на каждого из 9100 работающих у нас в штате сотрудников приходится по 2,5 пенсионера – в ОАО «РЖД» этот коэффициент равен 0,75. И сотрудники, и ветераны у нас имеют все льготы, положенные им по Коллективному договору, причём потраченные на это средства в три раза превышают нашу чистую прибыль.

В обязанности компании входит организация питания и во время чрезвычайных ситуаций – и недавняя трагедия в Крымске вновь нам это продемонстрировала. Наш Ростовский филиал, где работают всего 500 сотрудников, за два дня организовал питание почти 20 тыс. человек. Когда приходит беда, мы не думаем о том, какую прибыль можем извлечь из ситуации, – ОАО «РЖД» гарантирует питание пассажиров в случае, если поезд опаздывает на четыре и более часа, и мы предоставляем эту услугу. Повара и другие работники практически круглосуточно заняты приготовлением питания и кормлением, несмотря на то, что трагедия коснулась и их семей.

Когда приходит беда, накормить людей важнее, чем получить прибыль
Большинство пассажиров сталкиваются с нашей компанией через продавцов в электропоездах. Не секрет, что по вагонам с котомками ходят не только представители ОАО «ЖТК», и нам приходится бороться с несанкционированной торговлей. Огромную помощь в этом нам оказывает департамент безопасности ОАО «РЖД». Со своей стороны мы гарантируем, что наши сотрудники ходят в фирменной форме, носят бейдж. По первому требованию пассажира они предъявляют все необходимые для ведения торговой деятельности документы: сертификат качества товара, прейскурант, товарные накладные и документы, идентифицирующие самого сотрудника. Кроме того, утверждён перечень товаров, разрешённых к реализации: это вода, соки, снеки и непродовольственные сопутствующие товары повседневного спроса. Если вы видите продавца в форме с сумкой пива или сигарет, не сочтите за труд нам об этом сообщить – это точно не работники ЖТК. Бывают случаи, что продавцы используют нашу форму, естественно, без нашего разрешения, работая на совершенно другую организацию.

Предсказанную нам «продолжительность жизни» мы уже исчерпали. Ещё два года назад по решению правительства нас должны были продать, однако окончательного решения по этому вопросу до сих пор нет. Инвесторы нами интересуются, но, когда начинают знакомиться с ситуацией на месте, удивляются, как мы выживаем. Мы мало похожи на бизнес-структуру – удовлетворение нужд железнодорожников для нас важнее извлечения прибыли.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30