11 апреля 2021 10:23

Растущая дальность

Первое полугодие характеризуется увеличением грузооборота



В первом полугодии текущего года объёмы погрузки на сети по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли на 3,5%. В то же время в июне темпы прироста оказались несколько ниже +2,9% при среднесуточной погрузке 3 млн 553 тыс. тонн.

В целом же прирост объёмов отправления по-прежнему обеспечивался за счёт грузов низкодоходного сегмента, что во многом связано с ухудшением экспортной конъюнктуры в результате появления негативных трендов на международных товарных рынках. В то же время наблюдалось снижение погрузки высокодоходных грузов. Основное падение пришлось на сегмент экспортных перевозок. Так, по данным ЦФТО, погрузка на экспорт чёрных металлов снизилась по отношению к маю на 5,9%, химикатов – на 5,3%, грузов в контейнерах – на 11%, лесных грузов – на 4,8%. Основной причиной снижения погрузки чёрных металлов, продукции химической и лесной промышленности явилось снижение спроса как на внутренних, так и на внешних рынках, а также снижение цен на основных рынках сбыта (ЕС, Турция, страны Дальнего Востока).

Наибольший прирост погрузки в июне был достигнут на Куйбышевской, Свердловской и Южно-Уральской дорогах. Неплохо отработали также на Октябрьской и Московской дорогах. Необходимо отметить тот факт, что отставание погрузки в первом полугодии от докризисного периода составило 4,5%, в то время как грузооборот относительно того же времени вырос на 7,2%. В ЦФТО это обстоятельство объясняют увеличением средней дальности перевозок на 9,8%, что обернулось потерями в объёмах на 2,2%. Наибольший рост дальности перевозок произошёл по каменному углю (на 103 км), коксу (на 268 км), строительным грузам (на 75 км), хлебным грузам (на 267 км).

К сожалению, в летний период наблюдается тенденция перетекания грузопотоков в связи с наступлением периода навигации на водный транспорт, а также отдельных грузов на автотранспорт. Переход грузопотока на водный транспорт носит сезонный характер и учитывается при планировании перевозок. Как отметили в ЦФТО, основными грузами, подверженными переходу на водный транспорт, являются нефтеналивные, химические грузы и минеральные удобрения, инертно-строительные материалы, чёрные металлы и лесные грузы.

Большое внимание в этом месяце уделялось повышению эффективности работы привлечённым парком. В целом план погрузки таких полувагонов на сети выполнен на 91,1%, причём только на 8 дорогах: Московской, Горьковской, Северной, Приволжской, Свердловской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной. Наибольшее отставание от плана допущено на Западно-Сибирской, Октябрьской, Южно-Уральской и Северо-Кавказской дорогах.

И только в третьей декаде среднесуточный план погрузки, сформированный в объёме 7300 вагонов, стал выполняться. Повышению качества планирования работы с парком привлечённых вагонов будет способствовать решение компании о переходе с июля на календарно-месячное планирование по заявкам формы ГУ-12.

Недостаточно удовлетворительно выполнялся и график отправления пассажирских поездов, в том числе и пригородных. В Центральной дирекции управления движением обращают внимание на значительные задержки пригородных поездов на Забайкальской дороге.

Неизменным лидером по количеству отправленных пассажиров в первом полугодии, что вполне объяснимо, является Московская дорога. Здесь же наблюдается один из самых высоких темпов прироста – за первое полугодие на 12,3%, в то же время в дальнем следовании он не так уж и велик – всего 2,7%, в то время как в пригородном – 12,8%. Наибольший прирост числа отправленных пассажиров отмечен на Приволжской дороге (+15,5%).

Характерно, что в первом полугодии был значительно ослаблен пассажиропоток на дорогах Восточного полигона – Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной. Что касается июня, то за этот период в лидерах по числу отправленных пассажиров, что несколько неожиданно, оказалась одна из восточных дорог – Красноярская, где рост составил 16,8%, причём вся доля прироста в основном пришлась на пригородное сообщение. А вот на Свердловской дороге, где убытки от пригородных перевозок, как заверил начальник дороги Алексей Миронов, полностью покрываются, прирост не такой высокий – в июне всего 4,8%.

Производительность труда работников, занятых на перевозках, в июне по отношению к прошлому году выросла в основном на пяти дорогах – Октябрьской, Московской, Горьковской, Куйбышевской и Дальневосточной. На двух – Приволжской и Северо-Кавказской – она осталась практически на прежнем уровне. К сожалению, этот показатель опять же был снижен на дорогах Восточного полигона. Впрочем, нарастающим итогом за январь – июнь план по производительности выполнен на всех дорогах (лишь на 0,1% недотянули Забайкальская и Южно-Уральская, на 0,9% – Красноярская). Уровень прошлого года по этому показателю перекрыт всеми дорогами, за исключением Калининградской.

Отдел эксплуатационной работы транспорта


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30