21 апреля 2021 08:09

Несгибаемый сибиряк

На Александре Леденёве всё хозяйство держится

«Хочешь написать о Леденёве? Правильно! На нём всё бийское направление дороги держится уже много лет», – одобрил идею Александр Петрович Колесников, десять лет проработавший заместителем начальника Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги по кадрам и социальным вопросам.

Александр Леденёв верой и правдой служит дороге уже более 30 лет
Машинист-инструктор локомотивного депо Барнаул Александр Леденёв, кавалер ордена Дружбы, живёт и работает в Бийске, где рельсовый путь вообще обрывается и откуда до сортировочной станции Алтайская полторы сотни километров, а до Барнаула и того больше. И другой географии, кроме далёких вершин Горного Алтая и разлива слившихся Бии и Катуни, для него не было никогда. Здесь родился, здесь обрёл профессию, здесь верой и правдой служит ей уже 32 года.
– Когда Александр Михайлович начинал свою биографию машиниста-инструктора 19 лет назад, в Бийске было оборотное депо – 4 колонны в грузовом и пассажирском движении, штат локомотивщиков 350 человек, – рассказывает Александр Колесников. – Коллектив был молодой, средний возраст машинистов 27–30 лет. А какие были руководители: Михаил Володяев, Геннадий Стрипков, Геннадий Тополяк… Их трудами целая плеяда мастеров вождения тепловозов выращена. Среди них и Леденёв, как оказалось, самый упорный и стойкий, о таких ещё говорят: несгибаемый. Все сложности, связанные с реорганизацией депо в подменный пункт, на своих плечах вынес, через сердце пропустил.

С 1999 года на нём всё хозяйство локомотивщиков в Бийске держится: и коллектив машинистов, ужавшийся ныне до колонны в маневровом движении, и оставшиеся тепловозы, и вся локомотивная инфраструктура двух объединённых станций – Бийска и Чемровки, и ещё 25 человек персонала помимо основного штата.

Пассажирские и грузовые поезда приводят в Бийск машинисты колонн из Барнаула и Алтайской. С грустью и лёгкой завистью смотрят на них местные: когда-то и они водили магистральные локомотивы по необъятным алтайским просторам. Вслух ностальгические чувства подчинённых Александр Михайлович называет слабостью, порой даже корит за них: «Хорошо работать надо везде, в том числе и на манёврах», – но и у самого нет-нет, да и защемит сердце от воспоминаний.

Вернувшись из армии, он окончил курсы и пять лет проработал помощником машиниста, заочно учась в Тайгинском железнодорожном техникуме. Назначение машинистом, помнится, отмечали всей семьёй, в которой знали цену успеха: на дороге трудились дед и отец, брат водил поезда. (Пройдёт время, и дочь Александра Михайловича, получив диплом педагога, предпочтёт школе транспорт, поступит в резерв проводников, а позже окончит железнодорожный вуз и станет инженером.)

А у Леденёва-старшего смолоду всё было, как у многих: машинист грузового движения, затем – пассажирского, учёба, работа над собой, а в 33 года его назначили машинистом-инструктором.
– Я не помню, – говорит, – чтобы был лес рук в ответ на вопрос: кто хочет быть машинистом-инструктором? Но должность эта важная для транспорта, назначили – значит тяни свой воз в полную силу.

Этим в своей работе и руководствуется уже много лет: не хвалясь успехами, не мозоля глаза начальству, несёт свою ношу на широких плечах и бросать не собирается.

Председатель профсоюзного комитета депо Владимир Экгардт сам из машинистов-инструкторов и надёжность этих плеч знает.
– И что, только за одно это его наградили орденом? – провоцирую на искренний ответ профсоюзного лидера.
– Конечно же, нет, – серьёзно отвечает Владимир Экгардт. – За преданность профессии, за то, что уже почти полтора десятка лет добросовестно тянет один из самых сложных участков в локомотивном хозяйстве – подменный пункт, за умелое руководство людьми…

Сегодня эксплуатационное депо Барнаул включает в себя 8 подменных пунктов, созданных вместо существовавших когда-то локомотивных депо в крупных узлах – Кулунде, Бийске, Рубцовске и других. Руководить ими за много километров от базового депо сложно, и далеко не всем это удаётся. Подменный пункт Леденёва уже много лет по всем параметрам лучший в регионе. Александр – настоящий хозяин: всё видит, всё знает… Вот один маленький, но показательный пример – накануне субботника молодые руководители атакуют командный состав депо: дайте лопаты, дайте мётлы… А Леденёв никогда ничего не просит, у него всё ещё с прошлых лет припасено, всё по полочкам разложено.

И коллектив он кнутом не погоняет, увлекает собственным примером: на работе уже в 6 утра и трудовой день у него 14–15 часов. Его трудолюбие, ответственность убеждают подчинённых сполна отдаваться делу.

Вот ещё один показательный пример: на Западно-Сибирской магистрали учреждёны знаки «Лучшему машинисту» трёх степеней. Имеющих знаки всех трёх степеней на дороге единицы. Ведь полный кавалер – это высшее признание аса стальных дорог. Так вот, в колонне Александра Михайловича численностью 35 человек – маневровой, подчеркнём, колонне – машинист Геннадий Зарецкий трижды отмечен знаком «Лучшему машинисту», Георгий Котенко награждён знаками 3-й и 2-й степеней, недавно почётная награда вручена Виктору Гилеву. Это ли не показатель уровня работы машиниста-инструктора с людьми!

О них, о людях, головная боль Леденёва. Ситуация в самом деле непростая. Формировалась колонна из опытных, но на тот момент молодых машинистов, а сегодня большинству из них уже за пятьдесят. Приближается время ухода на пенсию. Но кем заменить ветеранов? Мастерство и крепкое здоровье помогали им долгие годы обходиться без помощников, работали всей колонной в одно лицо. Стать машинистом в одночасье невозможно, нужно накопить опыт, проработав не менее 3–5 лет помощником. А где их взять, эти 3–5 лет? Нет их. Леденёв хоть со скепсисом, но и с очевидным интересом присматривается к эксперименту руководства депо: молодого инженера, окончившего ОмГУПС, но решившего стать машинистом, после окончания курсов интенсивно обкатывают в должности помощника, рассчитывая через полгода практики доверить ему правое крыло локомотива.

Скепсис машиниста-инструктора понятен:
– Мы до всего доходили трудом, – говорит он, – у молодых этой тяги к труду нет, большинству подай всё и сразу, а так не бывает!
– Ничего, побурчит и перестанет, – уверяет Владимир Экгардт. – Леденёв – наставник замечательный, и за судьбу колонны можно быть спокойным.

Александр Шамов
Бийск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30