17 октября 2021 09:25

Новая жизнь со старыми штрафами

Растущие изо дня в день штрафные санкции за просрочку в доставке вагонов, в том числе и порожних, вызывают всё большую тревогу. Речь уже идёт о миллиардных поступлениях в актив собственников подвижного состава. Некоторых из них это даже подвигло на организацию отдельного и весьма прибыльного вида бизнеса. Только вот для ОАО «РЖД» эти деньги являются совсем не лишними и более того – незапланированными в бюджете потерями.

Конечно, вопросы более рационального управления вагонами, повышения скорости их движения, перехода на твёрдые «нитки» графика и иные эксплуатационные аспекты остаются весьма актуальными. Это факт. Причём здесь в том числе надлежит и более чётко фиксировать те причины, по которым вагоны отставляются от движения. Имеющаяся методическая база по организации учёта и составлению оперативной отчётности о таких поездах позволяет чётко отражать причины их «бросания», в том числе и по вине других участников перевозочного процесса.

Но есть в этой проблеме и другая сторона – правового характера. Изменились производственные отношения, но остались прежние нормативные подходы и сами регламентирующие эту сферу документы.

Дело в том, что в своё время они были ориентированы на повышение ответственности перевозчика за доставку именно груза, поскольку тот в зависимости от его потребительских свойств рано или поздно теряет свою товарную ценность, и, таким образом, неизбежно нанесение ущерба грузовладельцу. Порожний же вагон раньше являлся обезличенной тарой, подлежащей общесетевой регулировке и, по сути, не имеющей аналогичной грузу ценности. Поэтому штрафные санкции назначались в массе своей за просрочку в доставке товаров, а не порожняка.

Сегодня с переходом порожнего вагона в понятие «груз на колёсах» всё радикально поменялось. Получается, что его владелец вправе требовать соблюдения старых нормативов по срокам доставки, а вот перевозчик уже не может использовать традиционный балансовый метод управления вагонными парками и легко «попадает на деньги».

То есть назрели очередные изменения в данной сфере законодательства. При этом при изменении подходов нужно не забывать и о самих размерах штрафов, которые для перевозчиков на других видах транспорта предусмотрены в гораздо меньших размерах.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31