14 апреля 2021 16:28

Мобильный прорыв

Коммуникаторы облегчат планирование и проведение путевых работ

На трёх пилотных дистанциях Октябрьской дирекции инфраструктуры внедряется в опытную эксплуатацию технология обслуживания устройств с применением карманных персональных компьютеров и штрихкодирования.

Первыми коммуникаторы освоили проводники «Сапсанов», теперь эти устройства становятся помощниками путейцев
Возможности, предоставляемые мобильными средствами связи, применяются во многих логистических центрах, в «Почте России». Мобильные устройства бригад московской станции «Скорой медицинской помощи» не только умеют отслеживать местоположение и поддерживать связь с диспетчерским центром, но и позволяют передать на расшифровку ЭКГ. Не отстают и железнодорожники. Крупнейший в Скандинавии оператор Danish State Railways (Дания) использует мобильные терминалы Motorola для продажи билетов и контроля проезда пассажиров. Аналогичным образом поступила итальянская Trenitalia и французские SNCF. Специалисты швейцарских SBB (Schweizerische Bundesbahnen), кроме прочего, наладили мобильный контроль перевозок багажа. А коммуникаторы проводников испанской компании RENFE позволяют обмениваться информацией с машинистом поезда.

В России мобильными устройствами оснащаются проводники «Сапсанов», поездов международного следования и сообщения Москва – Санкт-Петербург. Коммуникаторы используются для проверки легитимности предъявляемых электронных билетов, сохранения информации о населённости вагонов. Мобильные устройства взаимодействуют с системой продажи билетов АСУ «Экспресс-3» и позволяют осуществлять проверку криптографически защищённого уникального аутентификатора, исключая тем самым возможность подделки проездных документов.

В Октябрьской дирекции мобильными устройствами обеспечены дорожные мастера, старшие дорожные мастера, мастер земляного полотна и мастер Центра обследования и диагностики инженерных сооружений. Также такую связь получили начальники районов контактной сети, электромеханики и старшие электромеханики станций Ховрино, Сходня, Поварово, Клин.

При помощи коммуникаторов ведутся планирование, контроль исполнения работ с указанием наименования работы, времени начала и окончания работ, учёт отступлений от норм содержания устройств инфраструктуры, а также диспетчерский контроль местоположения на карте с отображением данных о персонале. Реализован обмен данными с отраслевыми автоматизированными системами, отменено заполнение ряда бумажных отчётов.

Ежедневная работа электромеханика Дистанции сигнализации, централизации и блокировки начинается с загрузки на мобильное устройство по каналам сотовой связи плана работы, обновления архива технической документации, телеграмм, инструкций. Теперь не надо держать в голове кучу информации, заполнять бумаги: устройство подскажет техпроцесс и что делать дальше. Вот специалист на линии. Он подходит к напольному устройству – коробке, приводу. Открывает, сканирует штрихкод, фиксирует время начала работ, выполняет операции, при завершении вновь сканирует штрихкод и закрывает устройство. В режиме реального времени информация передаётся в вычислительный центр и становится доступной всем, начиная от диспетчера дистанции вплоть до президента компании.

За счёт усиления контроля технологической дисциплины коммуникаторы позволят сократить количество отказов устройств инфраструктуры, возникающих из-за нарушений правил и условий эксплуатации.

«Работа сложная и интересная. Пришлось столкнуться с рядом технических проблем. Первоначально были одни представления об этой системе, сейчас уже немного другие. Каждый шаг корректирует наши планы. Например, сами мобильные устройства, может, были выбраны не совсем те. И средства связи, операторы не совсем удачны. Мы всё это меняем и идём дальше. То есть технология нарабатывается» ,– комментирует заместитель начальника службы технической политики Октябрьской дороги Владимир Супонев.

«Несомненно, очевидны выгоды от внедрения коммуникаторов в технологические процессы обслуживания устройств инфраструктуры. Но в рамках пилотного проекта ещё предстоит решить массу задач – технических и не очень, – комментирует заместитель начальника отдела департамента информатизации и процессов управления ОАО «РЖД» Андрей Морозов. – К примеру, благодаря многократному обучению повысили квалификацию персонала пилотных дистанций до уровня грамотности пользователя современных цифровых устройств. Это уже социальная сторона проекта. В результате от стойкого неприятия инновационной технологии, с которым порой приходилось сталкиваться, мы перешли в режим полноценной опытной эксплуатации и получили многостраничный перечень предложений по дальнейшему развитию системы: от установки на устройства корпоративной почты и прогноза погоды до интеграции с различными средствами диагностики. Не меньше задач ставится руководством компании. Это и реализация учёта рабочего времени, и оповещение о приближении подвижного состава, и обмен данными о предотказных состояниях с АС УРРАН».

Мобильные RFID-технологии не обошли стороной и транзитный парк станции Ярославль-Главный. RFID представляет собой метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные. Оборудование тормозных башмаков специализированными RFID-метками позволяет решить проблему контроля использования и местоположения. Кроме того, совершенствуется процесс работы парка в целом за счёт оптимизации процесса на закрепление и раскрепление тормозных башмаков и исключения в работе дежурного по парку неблагоприятных последствий человеческого фактора.

Устройство позволяет сигналисту получать задание от дежурного по парку по беспроводному каналу связи, отображая его на дисплее. Мобильный терминал фиксирует количество и номера башмаков, взятых со стойки. Коммуникатор «ведёт» сигналиста сквозь весь технологический процесс закрепления состава, информация обо всех этапах закрепления отображается на дисплее дежурного по парку в режиме онлайн.

Мобильный терминал в автоматическом режиме передаёт координаты тормозных башмаков с привязкой к их инвентарным номерам, времени и координатам закрепления. Аналогичный процесс реализован при «раскреплении» состава перед отправлением.

В результате происходит непрерывный мониторинг местонахождения тормозных башмаков, предупреждающий возможные случаи их утери.

Этот модернизированный принцип работы транзитного парка полностью отвечает задачам оптимизации работы и повышения уровня безопасности, а также обеспечивает контроль технологической дисциплины.

Марьяна Балашкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30