11 апреля 2021 04:36

Оценили заново

Проекту «Белкомур» пересмотрели грузовую базу

Межрегиональная инвестиционная компания «Северо-Запад – Прикамье» (оператор проекта магистрали Белое море – Коми – Урал) представит в Минтранс новый прогноз грузовой базы маршрута и оценку инвестиционных рисков.

Как рассказал генеральный директор компании Юрий Демочкин, в ОАО «РЖД» документы уже обсудили на заседании рабочей группы. По его словам, она рассмотрела прогнозы возможного изменения грузовой базы будущей магистрали с учётом создаваемых в регионах новых промышленных предприятий, продукция которых потенциально может вывозиться по Белкомуру.
«Мы представили параметры увеличения грузовой базы и расчёты необходимых инвестиций в создание инфраструктуры до 2030 года, – говорит глава компании. – Учтены возможности всех предприятий, которые уже существуют и будут созданы. Есть оценки ожидаемой прибыли на вложенные средства. А также прогноз возможной упущенной прибыли ОАО «РЖД» в случае, если предложенные инвестиции не сделают и будущая грузовая база не будет освоена в полной мере. По итогам прошедшей встречи представителей регионов, оператора строительства новой магистрали и руководства ОАО «РЖД» мы получили от холдинга согласие на передачу документов в Минтранс».

Заведующий отделом развития транспортного рынка Института экономики развития транспорта ОАО «РЖД» Алексей Замковой добавил, что прогноз данных по росту грузовой базы проекта строился на анализе текущего объёма перевозок на полигоне пролегания будущей магистрали. Учёные оценили точки зарождения грузопотоков, как сократится маршрут следования тех или иных грузов благодаря новой дороге.
«Оценки касаются как местных перевозок, так и дальних отправок из регионов Сибири и Урала на Север и Северо-Запад, которые сегодня идут обходным маршрутом, – рассказал он. – По нашим расчётам, на различных маршрутах в каждом отдельном случае экономия составляет от 30 до 300 км. Есть анализ, какая часть грузопотока потенциально может тяготеть к железнодорожным перевозкам».

По мнению авторов прогноза, основой грузовой базы «Белкомура» останутся уголь, минеральные удобрения и сырьё для них. В меньшей степени – лесные и строительные грузы, нефтепродукты. Общий рост объёма грузовой базы до 2030 года оценивается в зависимости от участков с нынешних 10–15 млн тонн до 30–35 млн тонн в год.
«Эти расчёты были приняты ОАО «РЖД», и вместе с другими прогнозами по параметрам магистрали, необходимыми для её строительства, они войдут в консолидированный блок предложений, который и будет представлен на рассмотрение в Минтранс», – добавил Алексей Замковой.

Президент НО «Уральская логистическая ассоциация» Сергей Шавзис считает, что расчёты по перспективной грузовой базе проекта «Белкомур» могли бы быть скорректированы в сторону увеличения. Если проект консолидировать с другой крупной перспективной программой инфраструктурного развития Уральского региона – соединения направлений Екатеринбург – Серов – Ивдель. С выходом через Качканар на Пермское отделение Свердловской дороги.
«Тогда бы через «Белкомур» могли перевозиться ископаемые, которые будут разрабатываться в пределах Полярного Урала, – отметил он. – Однако из ключевых уральских регионов, в частности Екатеринбурга и прилегающих районов, большой прирост грузов на «Белкомур» прогнозировать не следует. Магистраль в основном нацеливается на вывоз сырья. А на Урале ставка делается на продукцию с высокой добавленной стоимостью, транспортировка которой имеет иную логистику».

Заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Постников заметил, что, несмотря на общую положительную оценку представленных расчётов грузовой базы планируемой магистрали, к ним есть замечания.
«Следует помнить, что изначально «Белкомур» позиционировался не только как новый путь транзитных перевозок, разгружающий уже существующие ходы, – сказал он. – Но и прежде всего как катализатор оживления всей экономической деятельности тех регионов, по которым пройдёт новая линия, своего рода импульс для создания новых индустриальных объектов. Пока о том, каков будет эффект проекта именно в данной сфере, можно судить лишь опосредованно, непосредственных расчётов здесь представлено не было».

Леонид Григорьев


Справка «Гудка»
    Проект «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал) – железнодорожная магистраль, которая напрямую соединит Соликамск, Гайны, Сыктывкар и Архангельск, регионы Сибири и Урала с портами в Архангельске и Мурманске, сократив этот путь на 800 км. «Белкомур» поможет разгрузить Горьковскую, Свердловскую, Северную и Октябрьскую дороги.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30