16 октября 2021 02:23

Лёгкость бытия

Последней премьерой сезона в Музыкальном театре Станиславского стал балет «Коппелия».

В этом спектакле выдающийся французский хореограф Ролан Пети делает то же, что почти всегда. Рассказывает историю так, словно её герои живут в соседнем доме. Вот и в его «Коппелии» всё происходит на парижской улице и на фоне довольно унылого серого здания. На сцене обосновались обычные горожане в привычных для XIX века шляпках, рюшах, оборках. Правда, Сванильда, которая влюблена во Франца, который влюблён в Коппелию, которая есть кукла, сделанная хитроумным Коппелиусом, одета, как и её подруги, в розовую пачку. При всём этом Пети умудряется сохранить верность сюжету про то, как люди дарят свои чувства механической кукле, и даже верность классическому языку хореографии. Однако лишённый академизма, этот язык приобретает черты даже провокационные.

Когда в 1975 году состоялась премьера «Коппелии» Ролана Пети, почтенная публика была в шоке. От привычного для этого балета романтизма не осталось и следа. Порой движения танцовщиков напоминали – о, ужас! – канкан. Тем не менее очень скоро зрители в его «Коппелию» влюбились. Ведь в этом спектакле оказалось то, чего всегда не хватает в жизни, – энергия, задор, жизнерадостность.

К счастью, это не потерялось во времени, что и было показано в Музыкальном театре Станиславского. На сцене словно танцевал сам Париж. Усатые военные, цветочницы, продавщицы, модистки… Они влюблялись, интриговали, были то серьёзны, то веселы. И таки взяли публику, как и много лет назад, этой завораживающей лёгкостью бытия.

Постановщиком выступил Луиджи Бонино, который на протяжении многих лет был ассистентом Ролана Пети, а также исполнял роль кукольного мастера Коппелиуса. Выступил в этой роли он и на премьере в Театре Станиславского. Его герой настолько влюблён в Сванильду, что изготовил куклу, в точности похожую на неё. Он комичен и несчастен. Но когда Бонино раскидывает руки, поднимая за спиной чёрный плащ, казалось, точно летучая мышь зависала над сценой. А когда, отхлебнув шампанского, в обнимку с механической Коппелией изображает нечто, похожее на танго, он светский персонаж. Не зря всё-таки Пети называл Бонино хамелеоном.

Сванильду танцевала Кристина Шапран, которая всего лишь год назад окончила Академию русского балета им. А.Я. Вагановой. Она ещё сохранила ту грацию переходного возраста, которая так органична её героине, пребывающей в том восхитительном периоде, когда всё впервые – поцелуй, любовь, разочарование. Сванильда в исполнении Шапран так очаровательна, отважна, что на недочёты и внимания не хочется обращать.

Едва не главной интригой этого спектакля стал исполнитель роли Франца. Эту партию исполнил Сергей Полунин, украинский 22-летний танцовщик. В 13 лет он оказался в Англии, где сделал фантастическую карьеру, став самым молодым за всю историю Королевского балета премьером. Под него верстались большие планы. А он возьми и полгода назад огорошь тамошнюю общественность заявлением, что покидает труппу, поскольку, дескать, танцевать устал, хочет вплотную заняться тату или, на худой конец, стать актёром. А в результате оказался в труппе Музыкального театра Станиславского в ранге премьера. В «Коппелии» он великолепен, с улыбкой на устах летал по сцене, зависая в высоких прыжках. Не менее убедительна была и его актёрская игра, в которой сочетается ирония, бесшабашность, пылкость.

А что до Коппелии… Она рассыпалась на части на глазах зрительного зала. Но мы-то знаем, что назавтра она будет как новенькая. Не зря Пети назвал её идеальной артисткой.

Вера Лазарева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31