20 апреля 2021 06:27

Реформа в движении

Последние «кирпичики» в строительстве инфраструктурной вертикали

В соответствии с концепцией формирования хозяйственного комплекса с 1 октября 2012 года территориальные дирекции инфраструктуры выйдут из состава дорог и станут частью Центральной дирекции. Таким образом, окончательно завершится формирование единой вертикали управления инфраструктурным комплексом.

Дирекция инфраструктуры стала ключевым звеном компании
Один из ключевых этапов реформирования ОАО «РЖД» – создание дорожных дирекций инфраструктуры – протекал достаточно быстро, учитывая масштаб задачи. Работа началась только во второй половине 2011 года.

Тем не менее инфраструктурный комплекс ОАО «РЖД», выделенный в отдельную дирекцию спустя всего несколько месяцев после начала реформы, обрёл статус крупнейшего подразделения компании. В него вошли департаменты пути, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения. В том числе к нему примкнули и некоторая доля вагонного хозяйства, ряд объектов технологического и коммунального назначения.

Перевод структурных подразделений в дирекцию был тщательно продуман.

К примеру, в центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры включили вагоны-лаборатории службы электроснабжения и службы автоматики и телемеханики. Это позволило объединить все вопросы диагностики в одних руках.

Как отмечают в Центральной дирекции, сегодня выполняются все намеченные планы по выводу территориальных дирекций из состава дорог. К началу работы в составе инфраструктурного блока они готовы. Тем более что уже прошло утверждение необходимых внутренних положений.

Постановку дирекций инфраструктуры и всех её подразделений на налоговый учёт можно считать состоявшейся, завершилась инвентаризация имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, бюджет сформирован. Также были полностью сформированы организационная структура и штатное расписание.

Создана крупнейшая транспортная организация, в состав которой фактически уже вошли 16 территориальных дирекций инфраструктуры, 1009 подразделений. Штатная численность составила 360653 человека.

Для комплексного управления инфраструктурным блоком на Октябрьской, Московской и Горьковской дорогах уже созданы Центры управления содержанием инфраструктуры. Им передаётся часть функций служб по выявлению, анализу и контролю за объектами на стадии выявления их предотказного состояния. В последующем это позволит не только консолидировать в одном месте оперативно-диспетчерскую работу хозяйств и их линейных подразделений, но и даст возможность сохранить за службами ответственность за организацию работы технологического комплекса.

Благодаря реформе статус и полномочия начальника отдела инфраструктуры повысились до уровня заместителя начальника дирекции – начальника отдела в регионе. Как отмечают в Центральной дирекции, это очень важно для сохранения управляемости на местах, особенно при создании региональных центров корпоративного управления.

Помимо этого, расширение полномочий позволит оперативно решать вопросы планирования и распределения производственных ресурсов, координировать проведение «окон», качественно производить мониторинг состояния инфраструктуры и выстраивать взаимоотношения с корпоративным центром.

О том, насколько эффективно работает практически завершившая своё формирование вертикаль управления, говорят статистические показатели. По итогам работы за 5 месяцев текущего года снизилось количество отказов в работе технических средств. В целом это снижение по сравнению с таким же периодом прошлого года составило 15%. Время устранения отказов уменьшилось на 23%. Как следствие – снижение количества задержек поездов: пассажирских – на 12% , пригородных – на 6% и грузовых – на 14%.

Рост брака допустило только хозяйство электрификации и электроснабжения. Увеличение составило 7%. Из-за этого увеличилось число задержек поездов.

В общем же доля отказов в работе технических средств, приходящихся на предприятия Центральной дирекции инфраструктуры, от общего их количества в компании составила 30%.

То есть да, реализация стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозок идёт. К сожалению, не так быстро, как хотелось бы, идёт внедрение элементов систем менеджмента качества, менеджмента безопасности движения, бережливого производства, методологии УРРАН, отмечают в дирекции.

В мае руководители управлений дирекции впервые провели инспекционный технический аудит на Южно-Уральской дороге. Подготовили отчёт, оформили чек-листы, рекомендации по выявленным недостаткам. Выводы на основании полученных данных можно назвать интересными.

Как отмечают специалисты ОАО «РЖД», руководители на местах обычно достигают какого-то определённого уровня профессионального мастерства, на этом останавливаются и, следовательно, полностью реализовывать имеющийся потенциал не хотят. При этом истинным корнем зла они называют не самоуспокоенность или беспечность большинства, а непонимание того, как двигаться дальше.

На той же Южно-Уральской дороге были изучены все планы технической учёбы по всем хозяйствам, службам, предприятиям. У всех имелись стратегии, стандарты по охране труда, пожарной безопасности, даже по экологии. Что напрочь отсутствовало – стратегия, стандарты по безопасности движения. Этого нет ни в одном плане. В компании определяют такую ситуацию как тормоз, связанный со слабой информированностью самих проверяющих, неинформированностью руководителей среднего и линейного уровней, у которых есть глубоко укоренившиеся и не всегда верные стереотипы и нередко отсутствует какая бы то ни было инициатива.

Именно поэтому, как считают в дирекции, из-за нехватки информации работа по реализации стратегии вызывает среди руководителей на местах определённое непонимание проблем, а значит – и их неприятие.

Выход из такой ситуации – учиться. Только, как считают в компании, за знаниями нужно ходить в хорошие, аккредитованные учреждения, а не во всевозможные фирмы, которые дают консультации, но при этом сами лишены лицензии на право обучения.

Елена Казакова


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30