21 июня 2021 16:09

Всё будет под контролем

В конце года начнёт работу пилотная зона системы управления транспортным комплексом

Минтранс приступает к внедрению крупнейшей автоматизированной системы по управлению транспортным комплексом (АСУ ТК). Через несколько месяцев агентства получат возможность в тестовом режиме осуществлять мониторинг транспорта по своим сферам деятельности.

Система позволит вывести управление транспортом на новый качественный уровень
Как пояснил «Гудку» начальник отдела информатизации ведомства Евгений Ткаченко, в пилотном режиме будет отработана интеграция информационных потоков по всем видам транспорта, и затем к системе начнут подключать сами компании и различные сервисы. В 2013 году планируется постепенно подключать сегменты по видам транспорта, а полностью АСУ ТК заработает в 2015 году.
«У системы очень сложная архитектура. Она содержит пять платформных подсистем и 11 прикладных, – говорит Евгений Ткаченко. – Но всё идёт по плану, и в 2014 году мы предполагаем начать её эксплуатацию с морского и речного транспорта. Железнодорожный начнёт работу с 2015 года».

Создаваемые в рамках системы стандарты взаимодействия, интеграционные и аналитические модули, ведомственная инфокоммуникационная среда дадут специалистам качественно иной способ управления. Он будет основываться на оперативном получении информации от всех сегментов отрасли, участников рынка, министерств и ведомств.

Анализ этой информации позволит принимать правильные и своевременные решения, контролировать их выполнение, формировать перспективную транспортную национальную нормативно-правовую среду. Ведь, как отмечают специалисты, истоки решения проблемы взаимодействия видов транспорта находятся не только в техническом и технологическом оснащении транспортных узлов, но и в информационно-технологическом обеспечении логистических процессов. И, что самое главное, в создании единой информационной среды. Для этого важно иметь возможность использовать электронный документооборот, иметь доступы к терминалам таможенных, пограничных и других государственных служб.

В конце этого года программы для тестирования уже будут розданы транспортным агентствам и службам.

Как говорит один из специалистов ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», которое является исполнителем по данной системе, предстоит отработать шесть основных задач. Среди них учёт происшествий, мониторинг проверок и их результатов, расходование средств дорожного фонда.

Росжелдор получит возможность контролировать железнодорожный подвижной состав, что предусмотрено в постановлении правительства № 1051, определяющем порядок привлечения ОАО «РЖД» вагонов частных операторов. Сейчас для получения информации в РЖД нужно направить запрос и дождаться ответа, в то время как Росжелдору требуется вести мониторинг фактически в режиме реального времени, замечают в «Защите».

Среди задач значится ещё и поддержание технологической безопасности, процессов территориального планирования, мониторинг целевых программ. Пока централизованного ресурса, из которого было бы понятно, какое имущество числится за конкретным ведомством или ФГУПом, нет.

В РЖД со своей стороны надеются, что АСУ ТК позволит выровнять условия конкуренции на транспортном рынке. Компания сейчас обладает самой совершенной системой управления в отрасли, в которой учитывается, к примеру, каждый пассажир и есть информация о расходах на его транспортировку. Поэтому железнодорожникам очень бы хотелось, чтобы аналогичные системы действовали и на других видах транспорта, особенно на автомобильном и водном.
«Мы предоставляет всю информацию о перевозках и о себе, в то время как государство об автомобильных компаниях не знает практически ничего – ни цен на билеты, ни количества перевезённых пассажиров и грузов, ни условий, в которых работают водители, – говорит руководитель департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» Андрей Илларионов. – Это одна из причин того, что пассажиры пересаживаются на автомобильный транспорт, а государство не знает фактической нагрузки на автодорожную сеть».

Кроме того, Андрей Илларионов замечает, что компания сейчас может легко предоставить все сведения, которые необходимы для работы АСУ ТК, и могла бы помочь Минтрансу с обработкой данных на своих мощностях, чтобы не дублировать ту же инфраструктуру в Росжелдоре.

В «ЗащитеИнфоТранс» говорят, что это вполне возможно, когда будут решены вопросы взаимодействия с компанией.

Сергей Плетнёв


Справка «Гудка»
    В техническом задании по созданию АСУ ТК в сфере железнодорожного транспорта предполагается разработка 12 подсистем, в частности поддержка нормотворческой деятельности, управление трудовыми ресурсами, прогнозирование и моделирование развития транспортного комплекса (для сравнения различных стратегий и ведения баз данных прогнозных оценок), учёт обращений граждан, мониторинг состояния по ключевым показателям, управление программами и проектами, контроль безопасности, управление объектами транспортной инфраструктуры, а также финансами и материальными ресурсами. Предполагается также обеспечение справочной и аналитической информацией, составление отчётности и оказание государственных услуг.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31