25 октября 2021 22:53

Первый в движении

Опыт ярославского центра может стать примером для сети



Табло коллективного пользования позволяет работать сообща

Уникальные для сети дорог технологии, применённые в диспетчерском центре управления перевозками в Ярославле, могут в скором времени разойтись и по другим магистралям. Так считают на Северной дороге. Особое внимание здесь уделяют такой технологической новинке, как табло коллективного пользования.

Централизация диспетчерского управления перевозками Северной дороги началась в конце 1990-х. Собственно диспетчерский центр управления перевозками создали в 2000 году. Но лишь к 2011 году в нём удалось сконцентрировать весь процесс управления перевозками.
«Если говорить об истории вопроса, то у нас с большим опозданием построили диспетчерский центр. Длительное время в компании, да ещё и в министерстве отрабатывались схемы реформирования, которые предусматривали ликвидацию дороги», – объяснил «Гудку» нецелесообразность строительства центра управления движением главный инженер Северной Дмитрий Андреев. Тогда серьёзно обсуждалась возможность поделить магистраль между Горьковской, Октябрьской и Московской.

По счастью, в процессе принятия окончательного решения руководство компании пришло к выводу, что управлять из Санкт-Петербурга перевозками где-то в Воркуте, то есть за 3 тыс. км, не очень целесообразно. Гораздо лучше делать это на, так сказать, самостоятельной производственной единице, в едином региональном центре.

Решалась проблема оперативно. Сегодня диспетчерский центр Северной проходит по разряду «одна из главных инновационных технологий магистрали». Его задача – создать обновлённую систему управления перевозочным процессом с переходом от управления «по факту» к превентивному управлению на полигоне двух сетевых направлений: Кузбасс – Северо-Запад и Юг – порты Северо-Западного региона.
«Ранее диспетчер ярославского центра, как и любой другой его коллега на сети дорог, просто сидел в своей комнатушке, управляя своим полигоном и общаясь со всеми причастными лишь с помощью технической связи. Теперь он может, взглянув на табло коллективного пользования (ТКП), понять, как вписывается его работа в работу товарищей», – рассказали на дороге. Всё дело в том, что ТКП интеллектуальное и многофункциональное, совмещённое с центральным пультом управления. Оно предназначено для отображения постоянной информации, необходимой для контроля поездной ситуации, состояния объектов и устройств инфраструктуры, оперативного анализа показателей качества работы направления, планирования работы локомотивного парка. По информационному насыщению ему нет аналогов на сети.

Как отмечают на дороге, в технологии управления перевозками при помощи табло предусматривается применение современных автоматизированных систем управления: «АСУ Сигнал-Л», «АСУ Сигнал-Бриг», «КАСАНТ», «КАСАТ» и др. Многие из них – разработки НИИАСа.

Коллектив для работы в диспетчерском центре формировали постепенно. Переводили диспетчеров сначала с архангельского направления, затем с сольвычегодского и только потом с сосногорского. К отбору специалистов на Северной относятся очень серьёзно. Перед тем как приступить к работе, диспетчера отвозят на тот участок, который ему придётся курировать, где он знакомится с людьми, особенностями локомотивного депо. Зарплаты в центре высокие, нуждающимся выделяют служебные квартиры, но людей в центре не хватает. Работа тяжёлая.

На других дорогах отмечают, что никакой уникальности в местном ТКП нет. Но в Ярославле с такими утверждениями категорически не соглашаются. По словам руководства магистрали, на Южно-Уральской или той же Октябрьской есть в центрах управления движением подобные информационные щиты. Только здесь они так далеко находятся от глаз специалистов, что по большей части выполняют декоративную функцию. В Ярославле же экран стоит всего в 2,5 м от лица диспетчера, из-за чего табло воспринимается не как «цифровые обои где-то там», а как часть рабочего места.

Владислав Кукреш

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31