12 апреля 2021 09:40

Оценка инвестиций

Учёные предложили методику определения эффективности проектов ГЧП



При реализации инфраструктурных проектов важно правильно оценивать их эффективность

Утверждённая правительством «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» предусматривает возможность участия государства в развитии отрасли посредством предоставления средств федерального бюджета для реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнёрства (ГЧП).

В Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» отмечена необходимость «формирования и отработки механизмов проектного управления инвестициями на условиях государственно-частного партнёрства». Тем самым подтверждено намерение государства реализовывать инфраструктурные железнодорожные проекты с применением подобного экономического механизма.

Однако для широкого использования государственно-частного партнёрства в отрасли на практике необходимо решить целый ряд вопросов. В частности, нужно научиться правильно определять эффективность инвестиционных проектов, реализуемых в рамках данного экономического механизма.

Как рассказала сотрудница ПГУПСа Ксения Наумкова, сейчас в этих целях используют методические рекомендации, утверждённые Минэкономики, Минфином и Госстроем ещё в 1999 году.

Однако, как показал проведённый учёными вуза анализ, данный документ содержит целый ряд недостатков. Например, в предлагаемой методикой модели расчёта денежных потоков нет разделения на государственные и частные инвестиции, не определён порядок учёта софинансирования в различных долях.

Кроме того, не предусмотрено соблюдение пропорций между распределением результатов, полученных от инвестиционной деятельности, в соответствии со стоимостью внесённого вклада. Наконец, в рекомендациях не учтена зависимость доходов частного инвестора от качества выполненных им работ.

Между тем решение проблемы оценки эффективности и определение путей дальнейшего её повышения имеют огромное значение в силу значительной длительности жизненных циклов инвестиционных проектов государственно-частного партнёрства.

Сотрудники Петербургского государственного университета путей сообщения предложили проводить эту работу в несколько этапов. Сначала проект нужно проанализировать с точки зрения социально-экономической эффективности, которая предусматривает оценку последствий его реализации для других отраслей и общества в целом.

Затем требуется определить финансовую эффективность проекта в целом. При этом надо будет уточнить размер господдержки проекта и сформировать баланс интересов государства, инвесторов и финансовых организаций.

По мнению учёных вуза, предлагаемая методика поэтапной оценки эффективности инвестиционного проекта государственно-частного партнёрства позволит шире применять данный экономический механизм в транспортной отрасли.

Андрей Стрельцов
Санкт-Петербург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30