16 октября 2021 01:58

Не доросли

Электронный маршрут урезают на маленьких станциях

В будущем году на всех дорогах Западного полигона информация о маршрутах локомотивных бригад будет формироваться автоматически. Пилотный проект переходит в стадию тиражирования.

Фельдшер может «пожалеть» машиниста, пропустить его в рейс при незначительном увеличении давления, только при полной автоматизации этот номер не пройдёт
Основные проблемы внедрения электронного маршрута машиниста обсудили на сетевой школе, которая прошла на Северной дороге, ставшей основным испытательным полигоном.

Автоматизации потребовали все этапы – от явки бригады до окончательного формирования маршрутного листа. В том числе прохождение предрейсового медосмотра.

Отметки обо всех этапах фиксируются с помощью многофункциональной электронной карты в основной информационной системе локомотивного комплекса АСУ Т. В каждом пункте предрейсового медосмотра установлены компьютеры с необходимым для работы программным обеспечением. Фельдшер имеет право приступать к осмотру бригады, только увидев отметку о прохождении явки обоими членами бригады. После обследования и отметки о допуске или недопуске машиниста фельдшер ставит свою подпись в системе при помощи электронно-цифровой подписи.

Для автоматизации работы в пунктах осмотра установлены комплексы АСПО – аппараты, автоматически измеряющие пульс, давление и уровень алкоголя в крови, данные с которых обрабатываются программами.

Однако на маленьких станциях, где явка менее 20 человек в сутки, таких медкомплексов нет. Все параметры измеряются в ручном режиме, вместо электронной подписи есть возможность поставить в АСУ Т «галочку» о пройденном медосмотре и допуске к работе.

По данным Службы корпоративной информатизации Северной магистрали, на дороге фельдшерам выдано 273 ключа цифровой подписи, 48 считывателей. На 62 пунктах медосмотр проводится с применением автоматизированной системы АСПО. Ещё 13 пунктов оснащены компьютерами для оформления в АСУ Т осмотра, проведённого «вручную».

Это, конечно, не значит, что электронный маршрут машиниста перестаёт быть электронным. Необходимая отметка в системе стоит, дежурный аппарат и руководители депо видят очередной этап маршрута, могут анализировать движение бригады. Да и процесс осмотра, по словам самих медиков, проходит за те же 3–4 минуты, что и с АСПО.

Но всё-таки человек – не машина. «АСПО исключает человеческий фактор, – объясняет начальник Северной региональной дирекции медицинского обеспечения Сергей Смирнов. – Допустим, фельдшер может «пожалеть» машиниста и пропустить его в рейс при незначительном увеличении давления, указав не ту цифру».

По словам заместителя начальника службы корпоративной информатизации Северной дороги Елены Клюевой, устанавливать дорогостоящие комплексы во всех удалённых пунктах предрейсового осмотра с явкой менее 20 человек нерационально.
«Есть совсем небольшие станции, где нет даже железнодорожного лечебного учреждения, в лучшем случае – фельдшерский пункт в участковой больнице, как, например, в Вонгуде, – соглашается Сергей Смирнов. – При таких условиях мы заключаем трудовые договоры с местными фельдшерами на проведение предрейсовых осмотров. Они, как и все медики, работающие с электронным маршрутом, прошли обучение и справляются со своими задачами. Но, чтобы обслуживать высокотехнологичный АСПО, необходимо ещё и организовать дополнительные обучающие мероприятия».

В департаменте информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» «Гудку» рассказали, что прибор АСПО не принадлежит компании. Их покупает департамент здравоохранения у внешнего поставщика. Лишь согласованы технические условия, чтобы всё могло взаимодействовать с железнодорожными информационными системами. «Исключительные права нам никто не уступает. Мы можем купить технику, которая будет на балансе РЖД. Но программное обеспечение принадлежит сторонней компании», – сообщили в департаменте информатизации.

Как пояснили в департаменте здравоохранения ОАО «РЖД», АСПО устанавливаются на сети с 2005 года, сейчас происходит их модернизация. Но места, где замеры проводятся вручную, конечно, остаются.

Владислав Кукреш
Тамара Шарова
Ярославль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31