19 июня 2021 12:33

Цены пошли вниз

Бизнес научился работать с операторами

Грузовладельцы уже почувствовали результат роста парка вагонов операторов. Задача найти вагон под загрузку стала простой, однако согласование заявок по-прежнему вызывает вопросы.

Глеб Киндер, руководитель комиссии по железнодорожному транспорту общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»
– Недавно ваша организация подписала соглашение о сотрудничестве с Первой грузовой компанией об обеспечении предприятий малого и среднего бизнеса подвижным составом. Вы уверены теперь, что любые грузовладельцы не останутся без вагонов?
– Не секрет, что прошлый год был сложным для небольших предприятий в плане вывоза своей продукции. В этом году ситуация лучше, но тем не менее уверенности в том, что это не повторится, у бизнесменов нет. Чтобы уверенно смотреть в завтрашний день, и было подготовлено данное соглашение. Оно поможет взаимодействовать с крупнейшей операторской компанией. «ОПОРА России» также имеет аналогичные соглашения со Сбербанком и МРСК,

– Вам помогло то, что РЖД привлекли часть парка Второй грузовой компании? Эта мера специально была направлена в том числе и на помощь малому бизнесу…
– Да, привлечённый парк помог снять напряжение на отдельных направлениях, но, к сожалению, он сильно изношен, качество вагонов оставляет желать лучшего, что сильно затрудняет работу. Этот парк нужно обновлять.

Привлечённый парк помог снять напряжённость на многих направлениях
– Некоммерческое партнёрство операторов предлагает ликвидировать привлечённый парк. Не осложнит ли это для вас работу?
– На сегодняшний день мы видим насыщение рынка подвижным составом по всем категориям, физической нехватки вагонов мы не ощущаем. По нашим оценкам, обеспеченность в мае этого года по малым и средним предприятиям составляла 96%, а год назад – порядка 35–40% по полувагонам. По крытым вагонам было лучше, но ненамного.
На наш взгляд, ценовая ситуация должна корректироваться за счёт конкуренции, рынок операторского бизнеса насыщен. Существуют как федеральные общесетевые компании, так и региональные, есть профицит предложения, а совершенствование РЖД нормальной технологии управления вагонопотоками ускорит перевозки.
Что же касается парка ВСП, то его создание, как я уже сказал, сыграет стабилизирующую роль, но оно должно рассматриваться как временная мера. Мы прекрасно понимаем, что грузовой вагон любого собственника не может быть передан в аренду за тысячу рублей в сутки, затраты на него больше. Если не обновлять парк ВСП, то мы его неизбежно лишимся из-за физического износа, а если говорить о равных условиях работы на рынке, то любая компания, будь то крупный холдинг или мелкий оператор, заинтересована в устойчивых контрактных отношениях. Частный бизнес уже научился работать с частными операторами и оценил преимущества этой работы.

– А в чём выражается профицит подвижного состава? Стало устойчивым предложение или цены упали?
– Мы видим с точки зрения подвода вагонов практически стопроцентное обеспечение и то же самое с точки зрения согласования заявок. Предложение вагонов превышает спрос, и на отдельных направлениях уже начали снижаться цены. На таких направлениях, как из Сибири в сторону западных портов и из европейской части на Восток, уже чувствуем заметное снижение цен на вагоны.

– Постоянная больная тема – это лесные грузы. Может быть, в условиях профицита подвижного состава она потеряла актуальность?
– Здесь по-прежнему есть определённые сложности, потому что с точки зрения логистики многие предприятия размещены на тупиковых ветках, что удорожает перевозки. Контрактные отношения были рассчитаны на стоимость инвентарного парка, поэтому в прошлом году часть предприятий существенно сократили отгрузку. Но сейчас ситуация улучшилась с точки зрения готовности конечного потребителя получать продукцию с учётом реальных транспортных затрат. Подвижной состав по рыночной цене есть, эта проблема решена, но не все рынки оказались готовы брать тот объём, который они раньше брали.

– На дорогах в этом году заработали межрегиональные координационные советы. Как «ОПОРА» оценивает их деятельность?
– Практика везде неоднородна. Хотелось бы, чтобы лучшие методы и способы работы транслировались на сеть, но пока это получается не везде. Наши представители входят в советы на Октябрьской, Московской железных дорогах, в Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах, и есть достаточно эффективные методы работы. Там руководители дорог вникают очень подробно в проблемы малых предприятий, издают соответствующие приказы, что позволяет решать их. Но на некоторых дорогах оперируют какими-то общими статистическими данными, общими отчётами, и там пользы мы не видим. Так что здесь всё зависит от подхода начальника дороги, который возглавляет данный координационный совет, от той степени клиентоориентированности, которую начальник сформировал для себя и своих подчинённых.

Беседовал Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31