17 октября 2021 09:18

Отдать дань

Владимир Зуев пишет книги о железных дорогах

Писатель, краевед, музейщик…  Это далеко не полный перечень занятий председателя координационного Совета ветеранов войны и труда Комсомольского региона Дальневосточной железной дороги Владимира Зуева.

Владимир Фёдорович Зуев – человек увлечённый
На книжной полке его рабочего кабинета стоят три десятка написанных им книг. Все они посвящены Дальневосточной магистрали – её прошлому и настоящему. Какая из них самая дорогая? «Наверное, та, которую я ещё напишу», – говорит Владимир Фёдорович. Лицо его при этом становится мечтательно-мальчишеским.

Кем только не был мой собеседник – колхозником, путейцем, начальником отдела учёта и распределения жилой площади, директором киносети, учителем… «Мне всегда казалось, что каждый следующий шаг сделает мою жизнь лучше, интереснее», – признаётся он.

В 1990 году стал работать на Комсомольском отделении ДВЖД. Здесь стал директором музея истории и возглавил ветеранскую организацию. На первый взгляд кажется, что помотало человека по жизни и где зацепился, там и пригодился. Но это не так.

Владимир Фёдорович сегодня – почётный член Приамурского и Русского географических обществ. Он читает лекции в Дальневосточном государственном университете по истории железных дорог, рассказывает о ней в техникумах и школах на встречах с учащимися. О его книге «Первопроходцы Восточной магистрали» писали, что это наиболее полная и точная публикация об изыскателях.
«На железную дорогу меня привело краеведение, – рассказывает мой собеседник, – а им я начал заниматься ещё в детстве. Участвовал в раскопках в родном селе Кондон. Мы нашли тогда несколько черепков и три кувшина и отдали их в Хабаровский краеведческий музей, а тот показал наши находки академику Алексею Окладникову. И он уже начал масштабные раскопки в районе Кондона, а нас, школьников, наградил медалью собственного изготовления. С тех пор я и стал изучать свой край».

Свои первые походы Владимир Фёдорович совершил вместе с охотником-нанайцем Никифором Дзяпи. Они исходили всю трассу БАМа, переправляясь через реки, преодолевая сопки, где пешком по тайге, где на попутных машинах. Перед глазами открывались не только дивные красоты родного края, но и драматизм его истории.
«Вайо! (возглас удивления по-нанайски. – Ред.)» – кричал Дзяпи. Вон в пень вросла тачка. А вон другая, словно игрушка, зависла в кроне деревьев. Понятно, дерево росло и поднималось вместе с тачкой, зацепившейся за ветви. Но за этими на первый взгляд забавными проделками природы проступают трагические следы тяжёлого лагерного труда, человеческого унижения…

Из своих путешествий Зуев привозил материал об экспедициях изыскателей и смелых одиночках-исследователях Дальнего Востока, которые прокладывали маршруты будущих железных дорог. После службы в армии он и сам стал участником строительства БАМа, прочувствовав, что называется, на своём горбу, каково это – прокладывать рельсы через тайгу. Всё это будило фантазию, чтобы впоследствии выплеснуться на бумагу. Однако это будет позже. Однажды ему предложили заняться вопросами социальной защиты ветеранов на Комсомольском отделении ДВЖД.
«И я с радостью согласился, – говорит Владимир Фёдорович, – хотя тогда мне было чуть более 40 лет. К пожилым людям я всегда относился с большим почтением».

Первым его делом стала организация культурно-бытового поезда. В нём было восемь вагонов, в которых размещались врачебный кабинет, торговая лавка, парикмахерская, фотография, бытовой ремонт, клуб… В общем, всё то, в чём остро нуждались люди, живущие на отдалённых станциях. «Больше всего этот поезд ждали ветераны, – рассказывает Зуев. – Общаться с ними было очень интересно».

Владимир Фёдорович записывал их рассказы. Они, по сути, и стали первоисточниками многих его книг, помогли создать и музей.

Сегодня этот музей занимает несколько больших комнат во Дворце культуры железнодорожников Комсомольска-на-Амуре. Здесь развёрнуты экспозиции «Дальневосточные железнодорожники в годы Великой Отечественной войны», «110 лет образования ДВЖД», «История изысканий и строительства БАМа»…. На стенах снимки людей, составивших славу Комсомольского отделения. Вот, например, портрет Арсения Кузнецова, начальника изыскательской партии на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Это он проложил так называемую Удоменскую петлю – трассу, которая позволила вдвое уменьшить объёмы отсыпки грунта в земляное полотно. Погиб в 42-м году на перевале, который будет носить его имя. Об этом человеке Зуев вместе с краеведом Павлом Фефиловым в 1995 году напишет книгу «Сердце остановилось на перевале». Это рассказ не только об изыскателе, но и о людях, с которыми он работал, и о строительстве дороги на Совгавань.
«Судьба Кузнецова помогла осознать необходимость увековечения памяти таких людей, – говорит мой собеседник. – Мы поставили памятник на его могиле и мемориальную доску на месте его гибели».

За прошедшие годы по инициативе Зуева были изготовлены и установлены десятки памятников тем, кто внёс значительный вклад в проектирование, строительство и эксплуатацию железных дорог на Дальнем Востоке. Кроме того, реставрированы обелиски на станциях Уркальту и Этыркэн.
«Вот первый кирпич, который был выпущен на кирпичном заводе станции Тырма. А вот макет первого пассажирского вокзала в Комсомольске-на-Амуре», – рассказывает Владимир Фёдорович, переходя от одного стенда к другому. С каждым экспонатом связаны удивительные истории...

А я не могу понять, как этот немолодой и не очень здоровый человек успел столько сделать за свою жизнь. Музей создал с нуля. Написал столько книг… «Наверное, дело в том, что прежде всего мне самому это было нужно», – вдруг говорит он.

Я знаю, что он исследовал буквально все архивы, в том числе и столичные. Когда в 1991 году реорганизовывалось Министерство транспортного строительства СССР, он не поленился приехать туда и поинтересоваться, что будет с его архивом. А ему сказали: «Хотите, возьмите себе». «Всё купе забил материалами, – говорит Владимир Фёдорович. – Жаль, не было возможности больше увезти».
«Он из тех людей, которые жить по-иному просто не умеют, – говорит его заместитель по ветеранской работе Галина Воронкова. – За любое дело берётся с душой, поэтому ему всё и удаётся».

У Зуева масса планов. Несколько лет он доказывал начальству, что надо вновь пустить по дальним станциям культурно-бытовые поезда. И доказал! Недавно такой поезд отправился в путь. А сейчас обдумывает тему новой экспозиции для музея. И новых книг. «Собран огромнейший материал, мне надо оставить его людям. И тем самым отдать дань великому прошлому наших железных дорог».

Наталья Кузина
спец. корр. «Гудка»
Комсомольск-на-Амуре
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31