17 октября 2021 12:16

Математика контракта

Создана новая модель оценки инвестиций в железнодорожную инфраструктуру



Теперь ущерб от простая груза можно сравнить с эффектом инвестиций

Центр стратегических разработок (ЦСР) по заданию ОАО «РЖД» подготовил методику, которая позволяет прямо увязать инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры с ростом ВВП страны. Это создаёт платформу для переговоров с правительством о возможности введения сетевого контракта.

До сих пор подобной методики, в которой используются именно счётные данные, а не экспертные допущения, в нашей стране не было. Как пояснил президент Фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев, проекту предшествовала огромная работа по созданию баз данных, изучению грузоёмких отраслей, разработке математических методов.

«Разные виды грузов с точки зрения их невывоза имеют разные мультипликаторы на создание добавленной стоимости. Мы до конца не понимали, какой эффект при этом дают «узкие места» на инфраструктуре, – говорит Михаил Дмитриев. – Провели детальный анализ колебаний цен на стройматериалы и прокаты металлов, сопоставили с наличием ограничений по перевозкам. Естественно, ограничения ведут к увеличению цен в соседних регионах, куда груз не доставляется. Мы перевели рост цен в удлинение плеча перевозок. Например, по щебню «узкое место» эквивалентно увеличению плеча на 2 тыс. км».

В модель заложено снижение инвестиций в регионах в случае увеличения «узких мест», и она дала последующее снижение добавочной стоимости в стране. Что особенно важно, эти эффекты посчитаны прямым путём без экспертных допущений, и это очень доказательные результаты. «Эффекты от потери грузоперевозок являются принципиальными при анализе инвестиций в сетевом контракте, по которому сейчас начинаются переговоры между РЖД и ведомствами», – подчеркнул Михаил Дмитриев.

Полученные данные свидетельствуют о том, что снижение ВВП страны при условии прогнозируемого объёма невыполненных перевозок до 2015 года составит 2,3 трлн руб., а до 2020 года – 5,8 трлн руб. Инвестиции в расшивку проблемных участков оцениваются гораздо ниже.

В принципе, моделирование, которое разрабатывает центр, позволяет оценить, как изменятся рентабельность отраслей в случае увеличения или снижения тарифов, чувствительность разных грузов к изменению условий перевозок. Как отреагирует экономика, например, на введение экономически обоснованных тарифов или на отмену классности грузов. Ведь целью сетевого контракта является поиск средств для инвестиций в инфраструктуру, в том числе и за счёт грузоотправителей.

«В сетевом контракте нельзя не учитывать те предельно искажённые ценовые пропорции, которые сложились за последние 20 лет при регулировании отрасли, – говорит генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ» Борис Лапидус. – Если в последние годы существования СССР инфраструктурные объекты окупались за 12–15 лет, то сейчас абсолютно те же стройки окупаются за 30 лет, а то и больше. Соотношение цен на ресурсы и тарифы привело к тому, что ни один инфраструктурный проект не является привлекательным для инвесторов. Это один из ключевых факторов, которые должны быть заложены в сетевой контракт».

«Наши ключевые промышленные холдинги оптимистичны и дают прогнозы, исходя из очень благоприятной конъюнктуры, – говорит начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Валерий Веремеев. – Важно, чтобы наука с применением сбалансированных моделей показала, кто ближе к истине. Ведь инвестиции оцениваются в триллионы рублей, и здесь небольшие проценты погрешности имеют цену в сотни миллиардов рублей. Поэтому нам нужно иметь механизмы, которые убедили бы грузоотправителей придерживаться более консервативных прогнозов».

Как пояснил Михаил Дмитриев, теперь необходимо всё, что считается прямым счётом, формализовать и автоматизировать, чтобы это можно было использовать для оперативного пересчёта различных вариантов сетевого контракта, которых в процессе обсуждения будут десятки, а возможно, и сотни.

Сергей Плетнёв


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31